Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003
Что же такое эти номерные карты? Карты Младших Арканов относятся к одной из четырех мастей и имеют числовые значения. Можно сказать, что каждая карта обладает формой и содержанием. Форма - это ЧТО, а содержание - это КАК.
Форму задает масть, поскольку она и сама есть форма. Масти эти - Кубки (Чаши), Мечи, Монеты (денежки Денариев, тарелочки или медальки Пентаклей). Жезлы (Посохи, Скипетры или Палки) - рукотворные творения человека, прочно вошедшие в наш быт и сознание и имеющие вполне определенное символическое значение.
Содержание форме придают числа: один, два, три и так далее. Исходя из сказанного, каждая карта - двойная: это форма содержания и содержание формы. И первое символическое значение немало отличается от второго. В качестве примера рассмотрим весьма наглядную масть Кубков.
Кубков Единица - это чувство единения. А Единица Кубков - это единство чувств. Кубков Двойка - это чувства двоих, то есть понимание, согласие, любовь, дружба.
А Двойка Кубков - это двойственность чувств, следствием которого может быть недоумение, нерешительность или подозрительность.
Продолжим наши филологические изыскания.
Тройка Кубков - экспансия чувств, эпатаж, безумства, удовольствия, радость.
А Кубков Тройка - это давящее чувство, ощущение, что на тебя воздействуют, и, как следствие, недовольство, раздражение, дискомфорт.
Четверка Кубков - стабильность чувств или чувства под контролем, внутренняя скованность, боязнь проявить свои эмоции.
Кубков Четверка - чувство стабильности, то есть постоянство в эмоциях, своих симпатиях и антипатиях, спокойствие и невозмутимость.
Пятерка Кубков - это спорные чувства, выражающиеся во внешней пассивности, но больших внутренних переживаниях.
А Кубков Пятерка - это чувство спора, спортивный настрой, азарт. То есть чувства не перегорают, оставаясь внутри, а сразу воплощаются вовне, превращаясь в поступки и события.
И наконец, достаточно наглядные Восьмерки. Восьмерка Кубков - переменчивые чувства, навязчивые или необъяснимые эмоциональные состояния, когда на душе муторно, но непонятно отчего.
Кубков Восьмерка - это чувство перемен, обновление чувств и все положительное, с этим фактом связанное.
Если уж и практиковать перевернутые карты, то именно таким образом, а не иначе.
Четыре стихии и кое-что о четверке
Античные философы разделили материальный мир, подвластный разумению человека и служащий ему местом обитания, на четыре части, поскольку выделили в нем только четыре главных качества. Эти стихии, первичные субстанции, или первоэлементы: земля, вода, воздух и огонь.
С тех пор прошла не одна тысяча лет, за это время диалектика Гегеля вступила в противоречие с метафизикой Аристотеля, на смену натурфилософии пришло естествознание, а на смену магии - наука. Но человеческий ум, обращаясь к реальностям нашего повседневного житья-бытья, по-прежнему различает в нем обычно четыре свойства и делит мир на четыре стихии, как их ни называй.
Дело в том, что человек может оградить или обособить что-либо, только взяв на вооружение число "четыре". Просто так устроены наши мозги. И только тогда внутри этого огражденного с четырех сторон пространства может существовать нечто отдельное от общего: семья в доме отдельно от улицы, стадо в загоне отдельно от поля, зороастрийский рай, огороженный с четырех сторон забором - от всего грешного и малорадостного мира.
Человек в состоянии представить себя частью целого и определить свое нахождение в мире, и в частности местонахождение, если может обозначить четыре направления пространства: это впереди, а это сзади, это слева, а то справа.
Окружающий мир с его циклами и периодами объективно делит на четыре части наше время, поэтому в году есть лето, осень, зима и весна, а в сутках наличествует утро, день, вечер и ночь. Космос делит человека на четыре, человек пытается отплатить Вселенной той же монетой. Структурирование времени и пространства позволяет человеку, обитающему в мире постоянных перемен, обрести уверенность в себе и чувство стабильности. Однако на четыре ему делить не интересно, и он придумывает пятый элемент и семидневную неделю.
Да разве только пространство и время "огораживает" своим умом человек? Даже себе подобных он постоянно умудряется делить на четыре группы, ведь именно постоянство сосуществования сословий и каст придает обществу устойчивость и жизнеспособность. И это свойство ума наглядно проявляется в карточной игре с ее четырьмя мастями и картами-персонажами, поделенными на четыре команды.
Да что там карты! Незыблемость своих идеалов и религиозных основ люди тоже облекают в четверичную форму. Поэтому остаются только четыре евангелиста, а все остальные Евангелия признаются апокрифами, посему к Богу Сыну, Богу Отцу и Богу Духу спешит присоединиться четвертая фигура поклонения: Дева Мария или мудрая Софья. Оттого же Будда облекает свое учение в четыре, но, к примеру, не в пять благородных истин.
Четыре масти и немного о потреблении и производстве
Карты Таро не остались в стороне от общего процесса "четверизации" окружающего и оперируют четырьмя мастями - символическими аналогами упомянутых выше первоэлементов.
Таро - карманная модель Бытия - обретает черты миниатюрной Вселенной, живущей по законам и правилам карточного гадания, только в "огороженном" и "обделенном" со всех четырех сторон состоянии. Понятно, что четыре масти появились не случайно, а по вполне определенной причине. И причина эта одна: так устроено мышление человека.
Четыре масти и стихии карт Таро - это: стихия земли и ума - материальные и логичные Монеты; стихия воды и чувств - эмоциональные и нелогичные Кубки; стихия огня и поступков - деятельные и в большинстве случаев позитивные Жезлы; стихия воздуха и событий - подвижные, волевые и частенько негативные Мечи.
Даже не углубляясь в символические заумства, можно сказать, что Жезлы (Палки, Посохи) - это орудия, некие инструменты, с помощью которых человек действует - работает, создавая материальные ценности, обустраивает свою жизнь и обозначает в ней свое место. А Мечи - это тоже орудия, но ратные, с помощью которых он защищает себя и своих близких, имущество или идеалы от неблагоприятных воздействий извне.
Кубки (Чаши) и Монеты (Тарелки) - столовые приборы для принятия напитков и пищи или агенты товарно-денежных отношений - совсем другая стихия, находящаяся где-то рядом с таким современным понятием, как "потребительская корзина".
Мечи и Жезлы - это то, чем производят и с помощью чего оберегают созданное, а Монеты и Кубки - это то, в чем хранят и с помощью чего потребляют необходимое для поддержания жизни и здоровья или получают от процесса потребления вовсе не обязательное удовольствие.
Когда мы гадаем, мы моделируем возможные события и даем своим моделям названия. События - это то, что происходит вокруг и обычно не зависит от нашей воли и желания. Человек вынужден лишь реагировать на факты перемен. Те же события, которые порождает своей деятельностью сам человек или в которых он непосредственно участвует, обычно считаются его действиями, поступками.
Пусть простят меня психологи, любящие изображать разнообразные схемы мыслительных процессов и структур сознания, и оккультисты, оперирующие астральными, ментальными, каузальными и прочими телами, коих целых семь, но никак не четыре, но всю картину восприятия человеком окружающего можно представить проще.
Мы оцениваем и анализируем происходящее умом и откликаемся на происходящее сердцем. То есть, можно сказать, смотрим на все меняющееся и неизменное окружающее с двух точек зрения, как бы через два визира: умственный и эмоциональный. Умственная оценка - это хорошее или плохое, правильное или неправильное, полезное или вредное. Эмоциональный отклик на события - это радостное или огорчительное, приятное или неприятное. Эти два визира: Монеты и Кубки.
Собственные активные действия едва ли воспринимаются человеком в качестве Мечей, разве что это очень плохой человек (Мечи - это противостоящая, враждебная сила, неблагоприятная ситуация, неприятное событие или враг - любому из перечисленного приходится противодействовать). А как Жезлы - пожалуйста! Мы действуем в мире при помощи разнообразных инструментов-палок: художнику для работы нужна кисть, гребцу - весло, а путнику - посох.
Есть у нас и две стихии восприятия, две масти, отвечающие за восприятие человеком происходящего. Устойчивая Земля подразумевает логичный ум и сообразуется с практичностью Монет. Изменчивая Вода соотносится с чувствами Кубков.
Со времен натурфилософов подвижный Воздух отвечает за события вне воли и желания человека, которые, как правило, воспринимаются сердцем и умом негативно, отрицательно. С тех же времен стихия энергичного Огня означала созидающую силу, потенциальные возможности, желание и возможность действовать. События, которые инициирует сам человек, то, где он управляет ситуацией, а не она им, все сие воспринимается умом и чувствами положительно, позитивно.
Представленная модель прекрасно выстраивается при помощи колоды номерных карт с ее четырьмя мастями. События, надвигающиеся на нас из будущего и заставляющие реагировать на себя, - это волевые и беспристрастные Мечи. Эмоциональные реакции на события - это, конечно, Кубки. Рассудочное восприятие и оценка происходящего - это Монеты. Наконец, поступки самого человека в ответ на события, адекватные его умственным и эмоциональным реакциям, - это энергоемкие Жезлы.
Лента жизни непрерывно перемещается относительно наблюдателя, создавая его прошлое, настоящее и будущее. Текущий момент течет независимо от нашей воли, но мы постоянно его оцениваем, опираясь на опыт прошлого, данность настоящего и сообразуя с собственными планами на будущее.
Масти и числа могут соответствовать друг другу или находиться одни с другими в противоречии. Так, Тройка Жезлов естественна и гармонична в своем проявлении, а Семерка Монет подразумевает денежные и материальные убытки. Дело в том, что динамичные Жезлы сочетаются с активной Тройкой, поскольку каждый символический агент по отдельности наделен большой потенциальной энергией и воплощает эту энергию в окружающем. Так масть и число дополняют друг друга.
Зато Монеты, для которых стабильность и неизменность ситуации - важнейшее условие безбедного существования, не сочетаются с непредсказуемой и экзистенциальной Семеркой, для которой деньги и ценности в лучшем случае второстепенны, а в худшем - опасны. Так масти и числа друг друга отрицают.
Меч и Палка (Жезл) - символы активного начала и мужской сути. Круглые Монеты и округлые Кубки символизируют пассивное начало и женское естество. С пещерных времен нечетные числа в наших головах были знаками энергии, потенции, действия, развития, а четные - символом покоя и устойчивости.
С тех же кроманьонских годин, когда не было еще самого понятия числа, четное, означающее стабильность и предсказуемость, было добрым, а нечетное, порождающее постоянные перемены и беспокойства, недобрым, даже малым.
Хотя только четное количество приводит к застою и стагнации, а нечетное - подразумевает и порождает развитие. Поэтому для Монет и Кубков полезны и сочетаемы четные числа и вредны нечетные, а для Мечей и Жезлов - все наоборот.
Цвет достаточно сильно воздействует на человеческую психику и имеет свой определенный, выработанный веками символический язык. Цветом лечат и оказывают профилактическое воздействие. Например, общеизвестно, что синий или голубой успокаивает и сдерживает, но может и угнетать, красный возбуждает и вызывает агрессию.
В простонародном бытовании зеленый цвет - это цвет надежды, синий - верности и веры, желтый - ревности, красный - любви. У древних греков синий был цветом неба и Зевса, знаком преданности и невинности. Зеленый цвет Афродиты означал природу, плодородие, симпатию и приспособляемость, желтый цвет Аполлона значил интеллект и богатство, красный цвет Марса - страсть и жизненную силу.
В Древнем Египте синий цвет символизировал небеса, истину, холодность и беспристрастность, зеленый - возрождение, жизнь и смерть. В индийской традиции красному цвету приписывались такие свойства, как творчество, активность. Желтый цвет в Китае означал власть и богатство. Императоры в Древнем Риме и первосвященники католицизма облачались в одежды красного цвета.
Синий или голубой цвет во сне может означать неприятность и защиту или предупреждение об опасности. А также тревогу, печаль, страх или же покровительство, возможно, небесных сил. Желтый - это зависть и ревность, фальшь и обман, но и высокое положение. Зеленый означает надежду, успех, удачу. Красный - честь и хорошее здоровье, страсти и опасности.
Видимо, читатель уже понял, куда я клоню. По-хорошему, карты Старших Арканов не должны иметь доминирующую цветовую гамму, ведь они символизируют не состояние и частный случай, а всеобъемлющие процессы. А вот картам Младших Арканов цвет только подспорье. Каждой масти положено иметь свой цвет, как военному - знаки отличия.
Мечи. Стихия воздуха и отстраненных событий. Прохладный или беспристрастный синий.
Жезлы. Стихия огня и поступков. Потенция и сила. Энергичный и горячий красный.
Монеты. Стихия земли и практичного ума. Материальный мир. Приземленный желтый.
Кубки. Стихия воды и нелогичных чувств. Чувственный и эмоциональный, по свету сердечной чакры анахаты, зеленый.
Числа придумали в Вавилоне и Египте. Но только находчивые греки превратили способы счисления в науку и придали числам сакральный смысл. Магический орден под руководством отца-основателя Пифагора решил пронумеровать всю Вселенную с ног до головы. И числа стали для пифагорейцев своеобразным способом, с помощью которого они хотели объяснить мир и открыть все его секреты. Сначала начали царить на пифагорейском пьедестале Тройка и Семерка, потом греки возвели в ранг Пятерку и отдали первенство над числами Десятке.
Однако умозрительные изыскания ученых древности все дальше и дальше уводили их от поэзии и мистики первооснов, погружая умы остальных эллинов в прозу и практику математических игр счисления, построения геометрических фигур и пропорций. Прозорливые жители Эллады, отринув наказы Пифагора, стремились поскорее забороть мракобесную магию и водрузить на ее обломках знамя самой точной науки на земле - математики.
И теперь, когда это знамя прогресса гордо реет в безоблачных высотах чистого разума и головоломных дробей, хочется понять, что же за первообразные сакральности такие отыскал некогда Пифагор. В чем он был прав и где ошибался.
ДЕВЯТЬ ЧИСЕЛ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСАЮТ МИР
Сразу хочу предупредить, что к умопостроениям нумерологов и каббалистов я отношусь крайне негативно и моя лестница чисел весьма отличается по смыслу от выкладок адептов вышеобозначенных дисциплин, но смыкается с представлениями о числах мистиков древности.
Я ничего не складываю и не отнимаю и вообще отвергаю всякую игру с числами, поскольку это ИГРА УМА, но не ПРАВДА ЖИЗНИ. Не исповедую я и идею, согласно которой числа происходят одно из другого. Числа сосуществуют друг с другом, и мой числовой ряд от Единицы до Девяти - не развитие чего бы то ни было от простого к сложному. Каждый его элемент - самостоятельная и независимая среда жизни со своими законами и правилами.
Мало того, я не исследую числа (что в них исследовать?!), но изучаю количества. Поэтому, когда речь идет о Пятерке, мы не судим о ней как о каком-то магическом таинственном знаке, влияющем на мир и людей, словно секретный, излучающий некую энергию передатчик (это просто оккультистская чепуха!). Но судим о "пятерочной" ситуации, которая "засела" в нашем мозгу в качестве первообраза, диктующего свои условия нашему поведению, мышлению.
Всем интересующимся числами как первообразами сознания будет интересно полистать мое исследование, собранное под обложкой "Книги чисел", которая целиком посвящена жизни чисел и числам жизни. Здесь же, в книге о картах и гадании, дана лишь короткая справка.
Единица - изобретение математиков, она нужна для счета, и в магии чисел ее не существует. На самом деле Ноль и Один равны и одинаковы и означают единство, целостность и цельность, однородность чего-либо. Или же отсутствие чего-то иного по форме и содержанию. Отдельный мир в границах своей отдельности, но границы эти беспредельны или постоянно расширяются. Это "Я есть Вселенная", "Мы, Николай Второй" и так далее.
Вообще-то Единица - число слабое и неустойчивое, поскольку главное качество нашего мира, определяющее его жизнеспособность, - это неоднородность и переменчивость. И физики вам скажут: не может Вселенная существовать в покое и неизменности. Схлопнется, сплюснется, исчезнет, как и не было.
Раскроем Библию: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою". Ну не может человек представить себе что-то в полном его единстве даже с самого момента сотворения, а сразу начинает отделять свет от тьмы, а воды от тверди.
Потенции у Единицы большие, но... Понятно, что если посадить семечко яблони, то вырастет яблоня, но вот вырастет она или не вырастет - еще непонятно.
В магии такого числа тоже нет. В магии Ноль, Один и Два равноценны. Просто деление на свет и тьму продолжается. Эта двойственность определяется чисто морфологическими, физиологическими и психическими причинами: мозг человека состоит из двух полушарий, по сути, человек имеет два мозга. Один - логичный и умозрительный, другой - нелогичный и эмоциональный. Один мозг оперирует словами и смыслами, другой ощущениями и чувствами.
Первый приспособлен для обслуживания нужд человека в сугубо материальном мире, второй ориентирует и позволяет жить в мире фантазии, творчества и всего того, что нельзя выразить словами, а только символами, и то кое-как.
Наличие "левосторонней" и "правосторонней" умственности приводит к тому, что мир даосов - неизменно меняющаяся неизменность, в коей постоянны только перемены, разваливается на куски, которые приходится потом заново собирать и склеивать Одно здесь не обходится без другого, белое без черного, а плохое без хорошего.
Двойка - это символ отдельности человека от мира и других людей, образ сравнения одного с другим и проблем, с этим сопоставлением связанных. Это символ взаимоотношений и взаимодействий человека со всем, что его окружает.
Три - первое в магическом ряду число, и с него начинается настоящий магический счет, поскольку единица означает все, а двойка - лишь двойственность этого всего в силу двойственной природы человека и человеческого мышления.
С Тройки появляется все в мире "тысячи вещей". Именно с нее начинаются наши поступки, возникают события, на сердце приходят чувства, в голову мысли, и даже непонятно где и почему закрадываются сомнения. Это все новации событийного потока, материальных и духовных перемен, мира мыслей и чувств. Те ситуации, когда не было - и вдруг стало, возникло, появилось, выросло, проклюнулось и произошло.
Тройка динамична и активна, событийна и поступательна. Это число живущих по принципу "все или ничего", но в данной ситуации получающих первое. Это число импульсов и перемен, знак действия большой, отстраненной от человека силы.
Хочется отметить, что такой "буйный" нрав вкупе с прямолинейностью танка делает Тройку достаточно примитивным агентом магической действительности. Выдумывать про нее ничего не нужно. Картина Васнецова "Богатыри" в обыденном сознании стала "Тремя богатырями", и это из той же серии, что "Бог един, но в трех лицах".
Еще напрашивается "начало, середина и конец", а вслед за этим "прошлое, настоящее и будущее". Можно подумать, что Тройка отвечает за время и игнорирует пространство, но дотошный числовед знает Тройка - это "от забора и до обеда". Для нее что время, что пространство - все едино.
Это число уже было подвергнуто анализу, поэтому постараемся не повторяться. Если Тройка отождествляется с первичным импульсом, началом чего-либо и его же развитием, то Четыре не выходит за условленные границы и ничего менять не собирается.
Четверка - это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности. Она свидетельствует о каком-то ограничении; о рамках, которые задает человеку среда или к которым тот прибегает по собственной воле. Активного в Четверке мало, боевого - полное отсутствие, вот почему свой авантюрный роман, в котором действуют на равных четыре главных героя, Дюма назвал "Три мушкетера".
Четверка - весьма "человеческое" число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами, причем жизнью, в которой есть левое и правое, впереди и сзади.
Человек привык делить себе подобных, время и пространство на четыре, дабы придать Вселенной упорядоченность и навести в этой упорядоченности свой порядок. От этого своя польза и свой вред.
Бесспорно, что четвертый астрологический дом стал четвертым в силу "четверообразности" своих качеств, а не по какой-то другой случайной причине.
Четыре сохраняет и удерживает, не дает развиваться или позволяет делать это в определенных рамках. Пятерка же - число динамичное, экспансивное, энергоемкое, обладающее большим потенциалом. Оно символизирует активную взаимосвязь человека и Вселенной. Пятерка - это одновременно и сила, направленная на изменение окружающего, и агент, воспринимающий окружающий мир и отвечающий на все его изменения. Совершенный созидающий инструмент, которым мы трудимся, - наша рука, этот инструмент пятипальцевый.
Пять - тоже весьма "человеческое" число. Можно сказать, что Пятерка - это Тройка, которая потеряла обезличенность общей идеи, но взамен получила характер и нрав, то есть обрела ум и сердце. Пять - это не только пять пальцев на руках и ногах, но и пентаграмма - пятиконечная звезда, символизирующая человека, пятый элемент натурфилософов, означающий человека собственной персоной, и пять человеческих чувств.
Пять - это невозможность пребывания в покое. Это воля к переменам, азарт и соревновательность, энергия воплощения и сила чувств и желаний; это творчество и спонтанность, когда поступают по первому побуждению, не думая.
Пятый астрологический дом по делу пятый, и, кроме как быть пятым, он ничем быть не может.
Ганс Бидерман в своей "Энциклопедии символов" говорит, что шесть - одно из наименее значимых в символическом смысле чисел. Это неверно, поскольку шестое в нашей жизни весьма распространено и важно. Да, Шестерка незаметна, но лишь потому, что трудолюбиво служит, а не красуется на магическом пьедестале.
Шесть определяет взаимосвязь частей и целого, строение и структуру, упорядоченность и сохранность, а также все работы по поддержанию этого структурного порядка. И не важно, о чем идет речь - о строении галактики или атома, об общественных институтах или человеческом теле.
Шесть используется человеком для моделирования мира, Вселенной. Это число циклов - когда ситуации меняются, но нового качества не возникает. Так шестеренка крутится на месте, движется, но не перемещается относительно центра вращения.
"Шесть элементов природы", о которых упоминает в своем труде Чжуан-цзы, это мужское и женское начала Инь и Ян, воздух, влага, мрак и свет. Шесть соединений в переносном смысле означают Вселенную - это небо, земля и четыре стороны света, то есть пространство, замыкающее человека со всех шести сторон.
Число "шесть" - самое "человечное" число, последнее в ряду "человеческих" чисел. Это величина умственности и логичности, здравомыслия и реализма. В нем нет чувства и фантазии, зато есть практичность и реализм.
Шесть - это шестой астрологический дом, означающий работу, служение и послушание; тело человека и телесные болезни; поддержание жизни, ее условия.
У числа "шесть" два лозунга: "ничто человеческое..." и "все течет, ничего не меняется".
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ