Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003
Семь - самое "путаное" число на свете. Ставшее аксиомой утверждение пифагорейцев о том, что Семь - число совершенства, не подтверждается. Чем больше находишь мифологических и бытовых примеров, где это число встречается, тем необоснованней кажутся сии утверждения.
Когда я увидел книгу какого-то американского психолога под названием "Семь способов достичь мира", то сразу понял, что тратить на нее деньги смысла не имеет. Этот автор написал о том, о чем у него нет ни малейшего понятия, поскольку Семерка предоставляет прекрасные возможности добиться не мира, но войны, не зря же ее называют злой.
Семерка - это символ Бога и Дьявола, ада и рая, неба и подземного мира, но не земли, не земного и человеческого. Поэтому говорить о ее пользе и вреде, достоинстве и недостатке с человеческих позиций бессмысленно. Там, где миром начинает править число "семь", в силу вступают законы иного мира.
В большинстве случаев Семь предстает перед человеком как число зловещее и всесильное, таинственное, неуправляемое, недоступное ни уму ни сердцу. Как синоним рока, судьбы, жребия, знака воздействия высших, как правило враждебных или нейтральных по отношению к человеку, сил.
Учеными зафиксирован феномен числа "семь": когда испытуемым предлагается назвать любое число от 0 до 9, большинство произносит: "семь". Никакими суевериями это не объясняется. Специалисты экспериментально установили, что Семерка определяет пределы человеческой способности перерабатывать информацию, это константа объема человеческой памяти. Поэтому наша данность - семь дней недели, семь цветов радуги, семь тонов музыки, семь основных запахов и "Большая семерка" европейских промышленно развитых стран. А большой восьмерки быть не может, потому что не может быть никогда.
В сегодняшней жизни постоянно встречаешься с тем, с какой поразительной легкостью и от полного незнания данного вопроса люди называют свои фирмы: "Седьмой континент", "Седьмой элемент" или "Семь миров", накликая беды на свою голову, поскольку нет седьмого континента и семи миров в мире человеческом и все это - обиталище мертвых, семь кругов ада и чистилища, семь смертных грехов и семь демонов.
Семерка учит, что все или почти все в жизни человека - тлен, суета и несчастье. Поэтому "семь бед - один ответ" и "у семи нянек дитя без глазу".
Восемь - это уже переизбыток, как восьмое чудо света. Человеку трудно описать словами, что это такое, определить те силы, которые эти числа символизируют, поскольку его разумение не проникает далее числа "семь". Но о Семерке, Восьмерке и Девятке можно судить опосредованно - по нашим реакциям в ответ на их внечеловеческое и вообще нездешнее влияние.
Восьмерка эмоционально перегружена и не объяснима логическим умом. Тут выступает вперед старина Фрейд с его сексуальной озабоченностью, действует "Книга перемен", крутит свои восемь спиц колесо машины перерождений индийцев и мировое веретено греков, выходит на сцену Ее Величество Смерть, но не в качестве прямой угрозы, а как неизбежная трансформирующая и преобразующая сила Вселенной.
Восемь - это символ меняющегося мира и перемен в жизни человека: тебя дергают за ниточки непонятные силы, но и ты имеешь множество возможностей для воздействия на ситуацию.
Восьмерка символизирует метаморфозы и превращения, как внутренние, так и внешние, и умение жить в потоке жизни. Она объясняет неустойчивость и неуверенность в себе неразвитого или не обладающего знаниями, умениями и мудростью. И объясняет успех в жизни наделенного всеми перечисленными качествами.
Вероятно, Восьмерка соответствует восьмому астрологическому дому, действует в тех же сферах и определяет те же жизненные сюжеты.
Восьмерка показывает, что хорошее не бывает без плохого, а плохое - без хорошего.
По-хорошему, на Восьмерке магический счет нужно бы и закончить, поскольку роль Девятки в обыденной жизни человека ничтожна. Девятка - это число, к которому прибегают, чтобы описать небытие: устройство небес, рая и ада. А также определить завершенность или идеальность чего-либо. Девять слоев небес, девять муз, у кошки девять жизней - все это как раз и символизирует то состояние Бытия, при котором вершина достигнута и далее только путь вниз, к своему началу, истоку и основанию.
Девять символизирует высшую ступень развития. Это открытая система, которая размыкается до небес, когда внутренний мир человека соединяется с миром внешним, а маленькое "я" соединяется с чем-то большим и недоступным уму.
Девять - это символическое рождение числа "один" - новой жизни. Это приближение девятого вала, который может поднять до небес или стать причиной провала; символ прозрения, жертвенности или мудрости. Это подготовка к переходу в новую жизнь посредством гибели старого и даже через смерть тела.
Девять - это падение с символического пьедестала, возвращение из князей в грязь и на круги своя, путешествие за тридевять земель. Пирамида Хеопса, разобранная по камешку, и афоризм Лао-цзы: "Девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага".
Девятка все переворачивает с ног на голову, и Монеты уже не символизируют деньги, а Кубки - эмоциональную жизнь. Жезлы перестают означать энергию действия и целеустремленность, а Мечи больше не говорят о посторонней зловредной воле.
Ненаучная фантазия на химическую тему
А теперь немного аналогий:
1 - чистая однородная жидкость или однородное вещество.
2 - физический раствор, смесь, само смешивание.
3 - всего лишь начало реакции.
4 - кристаллизация, выпадение в осадок, затвердение или просто вода, ставшая льдом.
5 - выделение газа, изменение температуры, цвета, вкуса и запаха.
6 - изменение структуры вещества: например, алмаз превратился в уголь, а уголь - в графит.
7 - непредвиденный результат с непонятными последствиями.
8 - обратимая реакция, превращение одного вида энергии в другой. Например, аккумулятор или вечный двигатель.
9 - трудно понять, что сие такое, но похоже, настало время открыть новый химический элемент или заново переписать таблицу Менделеева.
Не хотел фараон отпускать евреев из плена. И Бог решил наказать Египет за непослушание и наслал на него не без помощи Иосифа десять казней египетских: эпидемии, град, огненные ливни, тьму и прочие бедствия, о коих нет смысла распространяться.
Ведь число "десять" в общем-то означает много, и летописцы Библии просто хотели сказать: Иегова решил извести строптивых египтян, заставив их хлебнуть горя по полной малоазиатской программе.
На горе Синай Бог провозгласил Моисею десять заповедей, или заветов. Там же состоялось соглашение между Богом и людьми. Договор израильтян подразумевал следующее: Бог защищает свой народ, если народ соблюдает его заповеди. Но может и уничтожить его, если договор перестанет выполняться.
Декалог Моисея имеет ясно выраженный запретительный характер, и в большинстве своем заповеди начинаются с отрицания, со слова "не": "не убий, не лги, не пожелай...", ограничивая и заставляя бояться, с одной стороны, и оберегая - с другой. Бог периодически наказывал ослушников или делал сие для профилактики. Он - "один", и народ - "все", и каждый по-своему исполнял закон Десяти.
Данные о Десятке приходится собирать по крохам. Так, десять вопросов задают вступающему в монашескую общину буддистов, десять требований предъявляют затем к членам общины. В христианстве есть десять грехов и десять добродетелей. Сказочный герой и колдун Гесер - "владыка десяти стран света и искоренитель десяти зол". В мифах и легендах Десятка практически не встречается, а если и бытует, то в качестве заменителя многого или всего, равна Единице или с ней сравнивается.
Согласно китайской легенде, раньше на небе светило десять солнц и они так немилосердно палили, что выжигали урожай, оставляя людей голодными. И вот мудрец Яо приказал храброму охотнику И сбить лишние девять. Тот отлично справился с поручением. На земле стало попеременно то темно, то светло, день и ночь начали менять друг друга по распорядку.
В пословицах и поговорках Десятка наличествует, но ни символического смысла, ни магического значения не имеет. Десять - это снова Единица, но чаще хуже ее. Судите сами: "на укравшем один грех, на пострадавшем - десять" (монг.). "Прибыли ни одной монетки, а расходу на десять" (непал.). "У имеющего одного барана одна беда, у имеющего сто баранов тоже одна беда" (дигор).
Десятка означает либо много, либо сравнивается (сопоставляется) с Единицей. Примеров тому - легион. Вот только несколько образчиков "десятикратной" мудрости: "Одну ветку тронешь - десять закачаются" (кит.). "Ты ему слово, а он тебе десять" (рус.). "Даже десять звезд не сравнятся с одной луной" (индонез.).
Или еще: "Отложишь на день - на все десять затянется" (корейск.). "Одна птица в руках лучше, чем десять на дереве" (араб.). "Десять рассуждений не стоят одного опыта" (тайск.).
Итак, смысл Десятки - это "много раз", в отличие от Единицы, означающей "единожды, однократно". В то же время десятка постоянно сравнивается и отождествляется с Единицей. Видимо, для этого есть своя магическая причина. К сожалению, первообразного значения Десяти в культуре и языке разных народов отыскать не представляется возможным или очень трудно. Возможно, это что-то такое весьма похожее на Единицу, но с негативным оттенком.
Поэтому говорить о числе "десять" с магической точки зрения - значит не говорить ни о чем. Посему и советы какие-то давать относительно Ее Числовой Светлости не получается. В магическом смысле Десятки не существует, это атрибут математической науки и категория сугубо умозрительная.
Нет, что ни говори, а не зря бытует представление, согласно которому есть только числа от одного до девяти, а Десятка является Единицей. Поэтому использование Десятки в гадании неправомерно, и ее лучше оставить в покое или для счета.
Еще раз о мастях, числах и о хлопке одной ладонью
Человек не может одновременно реагировать на окружающее и влиять на него. Он не в силах действовать, не совершая событий, и не в его власти почувствовать то, о чем он не в состоянии подумать. Поэтому и Мечи, Монеты, Кубки и Жезлы не существуют по отдельности.
Выпавшая карта - лишь доминанта толкования, вокруг которой слагается сказка толкователя Замыкаться в рамках символического значения мастей и чисел равносильно попытке описать прыжок без прыгуна или, обратившись к дзенскому коану, хлопнуть в ладоши одной ладонью.
Приступая к описанию номерных карт, следует отметить, что Мечи и Жезлы образуют одну, причем однородную пару мастей. А Монеты и Кубки - другую. Каждая масть представляет собой одно простое качество. Мечи говорят о борьбе, Жезлы (или Палки) - о труде. Монеты - о деньгах и материальном, а Кубки - об удовольствиях и радостях жизни.
Числа же дают несочетаемость события и поступка, желаний и возможностей или, напротив, позволяют событиям развиваться как по накатанному. Если ружье висит на стене, значит, оно выстрелит. А уж как оно это сделает, зависит от Единицы, Двойки и всей остальной числовой гвардии, Так, Единицы представляют собой суть мастей, и не более: единообразность и однородность мыслей и материального положения, чувств и эмоций, поступков и событий.
Именно числа добавляют к каждой отдельной карте всякие умные "философские" качества: двойственность и цикличность, материализм и идеализм, кризисность или благополучие. Это они позволяют делать итоговые выводы:
Монеты. Стихия ума и реального. Кубки. Стихия чувств и идеального. Мечи. Стихия событий и разрушения. Жезлы. Стихия действий и созидания.
Мечи и Жезлы - стихии событий и действий, активные агенты карточной колоды. Они описывают перемены окружающего мира, поступки других людей, а также самого человека по его воле или вопреки складывающемуся порядку вещей.
Мечи - это НЕГАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ или события, воспринимаемые негативно. Человек, вовлеченный в их сферу, вынужден защищаться или нападать. Ситуация, в которой он действует, разрушительна для окружающего или разрушает саму личность.
Жезлы - это ПОЗИТИВНЫЕ СОБЫТИЯ или события, кои оцениваются положительным образом. Человек, оказавшийся в сфере их действия, реализует свои планы по собственной воле, создает и обустраивает жизненное пространство и взаимодействует с его составными частями. Ситуация, в которой он действует, созидательная и созидающая.
Символы.
Меч - это оружие. О его символическом значении говорить много нечего и незачем. Это символ войны и военного искусства. Меч самурая был его сердцем, изготовление меча издавна имело сакральный смысл. В Средневековье меч символизировал беспорочность и целомудрие, ясность и волю. Меч - это крест судьбы, луч тьмы в царстве света и луч света в темном царстве, в зависимости от обстоятельств.
События. С мечом нападают и защищаются, ходят на войну. Мечи - силы противодействия, устанавливающие строгий порядок или приводящие к хаосу. Это обстоятельства, которые сильнее человека и требуют от него уступок, смирения или борьбы. Это защитные реакции на неблагоприятные условия среды. Разрушение и прекращение. Наказание и насилие. Непредвиденные неприятности и несчастный случай. Принуждение и утрата. Смертельная опасность. Угроза жизни и борьба за жизнь. Конфликт и поединок. Это означает затеять вражду. И это же враги тайные и явные.
Характеры. Меч показывает, как человек поведет себя в трудную минуту. "Не меч убивает, человек убивает". Человек человеку - волк. Чувство страха и обреченности. Отсутствие уверенности в себе либо, напротив, агрессивность. Смелость и трусость, решимость и малодушие, решительность и хладнокровие. Гордость, честь, человеческое достоинство. Справедливость и воля. Предательство и коварство. Жесткость и жестокость.
Единица - сама суть масти без примесей и вариаций. Эта карта лежит за пределами добра и зла, поскольку Единица означает всеобъемлющее, но тогда выходит, что вокруг одни враги и все так плохо, что хуже некуда.
Видимо, Единица сигнализирует о том, что мы воспринимаем мир превратно, в черном цвете, и наш взгляд на окружающее, да и на самих себя, не только весьма субъективен, но его пора кардинально менять.
Дело в том, что настоящее, независимо от того, плохое оно или хорошее, в немалой степени зависит от прошлых усилий человека, как умственных, так и физических. Виноватых и неправых искать нечего, но можно подойти к зеркалу и внимательно рассмотреть виновника всех твоих бед.
И наконец, образцы вековой народной мудрости. "Один воин - слабый воин" (кит.). "Одному против многих не замышлять" (рус.). "Одна беда лучше двух" (араб.). "Беда никогда не приходит одна" (рус.). "От одной ошибки человек не умирает".
Вообще-то Двойка - столкновение интересов двоих. Это - кто кого, и всегда есть победитель и побежденный, и твое поражение - это чья-то победа, а твоя победа - чье-то поражение. Еще это противопоставление себя и других, себя и мира, что никогда добром не кончается, а кончается ситуацией "между двух огней". В общем, картина чисто человеческая.
Двойка порождает двойственность, двойственность делит на части целое и противопоставляет части целого друг другу. Эти части начинают воевать, хотя именно наличие одного оправдывает и определяет существование другого. Но и война эта какая-то мелкая и ненастоящая, зависящая от субъективности оценок. Ты не такой, как я, значит, ты (на выбор): плохой, глупый, некрасивый и так далее.
В авестийской религии главный сюжет - это борьба между силами зла и добра. Ахуры и дэвы - благие и вредоносные духи, сиречь ангелы - только тем и заняты, что воюют друг с другом. (В индуизме все наоборот: асуры (ахуры) злые, а девы - добрые.) С одной стороны выступает Арта - символ закона и справедливости, с другой - Друг - символ лжи и скверны. В скандинавском мифе боги-асы воевали с богами-ванами, греческие боги бились с титанами, так же как индийские боги - с асурами, христианские ангелы - с демонами, индийские пандавы - с кауравами.
Манихейство разделило мир и время на царство света на небе и царство тьмы на земле, оставив промежуточный слой борьбы между тьмой и светом. Свет должен в конце концов победить, а тьма - исчезнуть. И все это очень похоже на веру в то, что свет останется, а тень от света исчезнет.
Между тем "счастье и горе на одних санях ездят" (коми), "каждое несчастье имеет свою хорошую сторону" (крым.), "у палки два конца" (рус.) и "тигр лес охраняет, а лес - тигра" (бенг.).
Однако у Двойки есть и свои вполне определенные отрицательные качества. "Не стой в двух лодках - в воду упадешь" (бенг.). И значит, нужно иметь точное мнение и ясное намерение, а если что решить, то уже не передумывать, чтобы не было беды.
Двуличный, обманчивый, двусмысленный - все эти слова указывают на обман и самообман, хитрость и даже воровство. Наверное, поэтому во втором отделении китайского ада судят воров и обманщиков. Тут Двойка Мечей смыкается с Двойкой Монет, и на вооружение приходится брать такие фразы, как; "Сидеть на двух стульях", "Вести двойную игру" или "Слуга двух господ".
Вот еще несколько пословиц. "До двух раз прощают, а в третий бьют" (рус.). "Что русскому здорово, то немцу смерть" (рус.). "Если пьют чай из одного чайника - быть беде".
Язон, странствуя на "Арго", протискивается между Сциллой и Харибдой - символами гибели - с безотчетным, полученным с молоком матери биологическим страхом двойственности мира. Стоит человеку разделить Вселенную на добро и зло, жизнь и смерть, на хорошее и плохое, красивое и уродливое, как она преображается, принимая угрожающие очертания. Скалы приобретают названия и вместо того, чтобы неподвижно стоять в море, начинают сдвигаться, уничтожая замешкавшихся или потерявших бдительность странников.
Три слова увидели гости на пиру Валтасара: "Мене, текел, упарсин". Сосчитано, взвешено, разделено. И был убит в ту же ночь халдейский царь. Пророк Даниил расшифровал огненную надпись следующим образом. Первое. Настал конец царству. Второе. Разделено его царство между врагами. Третье. Сам он взвешен на весах и найден легким.
Вместе с Иисусом, как известно, были распяты еще двое разбойников, иначе сценарий, по которому сын Божий отправлялся на встречу со своим родителем, выглядел неубедительным.
Тройка - число достаточно примитивное, в человеческом сознании оно определяет начало или законченность чего бы то ни было. Поэтому "одна гроза равна трем ударам" (вьет.). Оттого же "напуганная собака три дня лает" (тадж.), а "покорную овцу трижды доят" (каз.). По той же причине греческий Цербер - ужасный пес Аида - о трех головах и "нашего Мины не проймешь в три дубины" (рус.). А еще "гонят в три шеи" и говорят в сердцах: "Будь ты трижды проклят".
Считается, что "беда беду родит, а третья сама бежит" ,и что "беда одна не приходит, а жди до трех раз" (рус.), или "если умерли двое в один год, не миновать и третьему". Тройка подразумевает начало неприятных событий, их развитие по полному циклу от начала, через середину и до конца или же приход одновременно или по очереди трех напастей сразу. Это вмешательство посторонних сил и процессов, в коих человек - суть исполнитель, марионетка, но при этом вполне равноправное и полноценное по сравнению с происходящими событиями лицо.
Три дня и три ночи проводит Иона в комфортабельном чреве рыбы, которая его проглотила, и ничего с Ионой не случается. В главе тринадцатой Евангелия от Иоанна Иисус спокойненько так, словно подытоживая, глаголет Петру: "Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды". И как в воду глядел.
В "Божественной комедии" герой Данте ищет дорогу к вершине горы, но встречает на пути трех странных животных. И поэтому вынужден он сначала спуститься в долину, а потом и в преисподнюю. Так начинается его долгое путешествие.
Наконец, в древнем китайском соннике "Чжоу-гуна" читаем простую, как правда, фразу: "Человек дает три меча - станешь начальником..."
Эта карта означает оборону от окружающего, борьбу с неблагоприятным влиянием среды и людьми, покушающимися на внутренний мир человека, на его дом, семью и домашних. Это домашняя ссора и любой конфликт "по правилам", возникший из-за нарушения устоев, привычек. Например, на работе, в коллективе. То есть это сопротивление любому нарушителю спокойствия, покушающемуся на статус-кво привычного житья-бытья.
Эти силы не дают ему расти и развиваться. Они не носят острого характера, но являют собой постоянное, длительное по времени давление или ограничение. При сем нужно отметить, что это вынужденная оборона: человек защищается, но не нападает, и его поступки - только ответ на неблагоприятные воздействия окружающей среды.
Результатом борьбы может быть только проигрыш, поскольку Четверка - число не бойцовского плана. Человек может оказаться в изоляции, испытать на себе иное воздействие, которое заставит его "ужаться" до тех границ, которые он еще может удерживать.
Поразительно хладнокровно ведет себя визирь Джафар в "Рассказе о трех яблоках" сказок "Тысяча и одна ночь". Повелитель под угрозой смерти поручает ему найти убийцу одной женщины. Вместо того чтобы с высунутым языком бегать по улицам, наш Джафар сидит три дня дома. А на четвертый, когда его должны казнить за нерадивость, ситуация разрешается сама собой: с повинной является сам убийца.
Потом история повторяется снова, только вместо преступника Джафару поручено разыскать сбежавшего раба. На четвертый день раб находится самым естественным образом. Четвертый день избавляет сочинителей сказок от резких поступков, сюжетных поворотов и рубки голов. Ситуация возвращается к исходной точке. Задание выполнено, раб возвращен, преступник найден, невозмутимый Джафар ест свой шербет и курит свой кальян. В Багдаде все спокойно.
Так что Четыре - это означает сидеть в четырех стенах, проявлять пассивность, быть смиренным, это факт отсутствия движения, каких бы то ни было действий. И это не только почитание законов, но и вера в незыблемость устоев, фатализм, в отличие от волюнтаризма "рисковой" Пятерки.
Такая жизненная позиция имеет право на существование. Зачем суетиться и переживать? В конце концов неприятности закончатся сами.
Библия повествует о споре, который произошел у Бога с Сатаной. Предметом спора оказался непорочный и богобоязненный Иов. Спорщики решили его испытать, посылая ему поочередно четыре испытания. Сначала пришли к нему враги, убили отроков и отняли волов и волиц. Потом молния поразила овец и пастухов. Затем халдеи взяли верблюдов и убили воинов. Наконец, погибли в вихре дети Иова. "Бог дал, Бог взял", - прокомментировал свои напасти смиренный и терпеливый Иов и продолжал славить своего Господа. Только пятое испытание вывело праведника из равновесия, но Бог воздал Иову за его мучения.
Как тут не вспомнить, что вера горами движет. Ну верит человек, что не покинет его в беде Аллах, Христос или Иегова, и все тут. И беда в самом деле обходит его стороной или компенсируется новыми приобретениями.
Индуистское божество - четырехрукая Космическая Мать Кали одной рукой сжимает окровавленную саблю, другой держит за волосы отрубленную голову, третья рука приподнята в жесте любви, а четвертая награждает подарками. Кали символизирует гармонию всех пар противоположностей. Ее руки - символ власти разрушения и созидания, перемен и сохранения. Да что и говорить, наш мир устроен таким образом, что плохое и хорошее в нем аккуратно перемешаны...
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ