Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003
На карте "Мир" ("Хаос") изображена обнаженная танцующая девушка. Танцует она в круге, символизирующем или замкнутое пространство, или бесконечную Вселенную в виде венка или змеи, заглатывающей собственный хвост.
Ни то ни другое нареканий не вызывает. Зато по углам карты мы находим знаки четырех евангелистов. При чем здесь Марк, Матфей, Иоанн и Лука, понять невозможно, поскольку обнаженная танцующая женщина (богиня) - это один из символов язычества, она и нравственные законы христианства - "вещи несовместные". Поэтому суп должен быть отдельно, а мухи - отдельно, и евангелистам тут делать нечего.
Танцующих богов и богинь известно предостаточно, их легко отыскать в верованиях Египта, Китая, африканских народов. Самым известным из танцующих богов можно признать индийского Шиву. Его танец - энергия превращения и творения Мироздания. Пока Шива танцует, мир продолжает существовать.
Танец - это искусство, ритуальное действие, упражнение по координации движений. Это символ творчества и творения. Танцующие боги своим танцем создают мир, вносят в него необходимый порядок (читайте - ритм). В то же время посредством танца издавна устанавливалась связь между землей и небом, совершались магические превращения, и шаманские культы различных народов мира тому подтверждение.
Кусающая свой хвост змея - индийский мифологический символ бесконечности и круговорота Вселенной. У древних греков и мистиков-герметистов такая змея Уроборос означала единство и ту же Вселенную.
Венок - это посвящение, дар, знак отличия, символ радости и счастливой жизни. В эллинском мире венок - награда победителю и символ искусства, поэтому его носил бог искусств Аполлон. В христианстве - это символ победы света над тьмой. И тут нужно сказать о венке как о еще одной детали, которая объединяет карты "Повешенный" и "Мир" в дополняющую друг друга пару: венок - это венец, в том числе и терновый. В то же время венок символизирует круг, а круг - это движение по кругу, замкнутому пространству, символизирующему Мир, и это вечное движение и вечный круговорот Вселенной. Танец, который у славян называют хороводом, "водили", надев на голову венки.
Выходит, что все символы на карте "Мир", кроме евангелистов, бесспорно, уместны.
Неизменные символы евангелистов наблюдают за раскованными движениями Мира, как тюремные надзиратели. Свобода ценна лишь тогда, когда кто-то может ее ограничить. Границы необходимы, чтобы было куда ездить.
Родственные образы, персонажи и сюжеты для карт "Мир" и "Повешенный". "Алиса в Стране чудес" и "Путешествие Гулливера". Колобок, который ушел от бабушки и от дедушки. Хоббит, вылезший из своей норки в большой мир. Незнайка в Солнечном городе и на Луне. Турист и путешественник. Синдбад-мореход и Одиссей. Колумб в Америке, Марко Поло в Китае, Афанасий Никитин в Индии. Ученый и ученик, духовный деятель и проповедник в минуты вдохновения. Схимник и неофит. Паломник, прикоснувшийся к святыне.
Карта под названием "Мир" - это страна и мир, заграница и командировка, Вселенная и выезд за город, путешествие и. приключение, познание и восприимчивость ко всему новому. Открытость и смелость, любопытство и любознательность, неугомонность и тяга к перемене мест. Движение к цели и ее достижение, радостная и беззаботная полоса в жизни, научный поиск и находки. А также свобода, в том числе и передвижения, да и свобода быть самим собой. Свобода подразумевает независимость и оптимизм, творчество и вдохновение, душевный подъем. Но еще карта "Мир" - это разбросанность и дилетантизм, необязательность, неусидчивость и неумение концентрироваться.
Мир, в котором живут чудеса и пляшут вакханки, не пересекается с повседневной реальностью. Боязливые сталкиваются с миром сказки во сне, но можно набраться смелости и шагнуть в неведомое с широко раскрытыми глазами.
Жизнь прекрасна и удивительна, мир привлекает тебя своими тайнами, новые впечатления дают пищу для ума. Ты чувствуешь себя свободным, сильным и обновленным. Мир нового и неизведанного готов тебя принять и наградить своими дарами: новыми впечатлениями, знаниями, жизненным опытом.
Доверься обстоятельствам и не думай о последствиях. Ничего тебе не мешает, ничто не сдерживает, никто не навязывает своих рамок. Смело отправляйся в дорогу, не откладывая, начинай новое дело и немедля берись за свое образование. У тебя возникла прекрасная возможность для движения вперед. Весь мир перед тобой, и твое будущее в твоих руках.
ПОЗНАНИЕ И ВЕРА, НАУКА И РЕЛИГИЯ
Познание и Вера сегодня - понятия, исключающие друг друга, поскольку познание не основывается на вере, а вера не нуждается в доказательствах. И все же наука и религия, познание и вера, разошедшиеся в современном мире по разные стороны баррикад, некогда были едины. Познание не мешало вере, вера была непременным качеством познающего, и маги - ученые древности - прекрасно совмещали в своих головах и то и другое.
Мировоззренческий кризис современности как раз и проистекает из того, что наука стала бездуховной, а вера - слепой. Но к картам Таро - вечным сюжетам жизни - это утверждение не относится. Тут Вера и Познание не только не обходятся друг без друга, но и друг друга дополняют. Вера облагораживает Познание, а Познание не дает Вере (простите за каламбур) ничего принимать на веру и впадать в крайности мракобесия. И в этом единстве заключена такая сила, что "вера горами движет", и тогда нет для нас ничего невозможного.
Человек верящий и познающий приобретает власть над миром и людьми, хотя властью этой обычно не пользуется. Это пророк, духовный учитель, нравственный авторитет, всею жизнью своею, духовными помыслами своими, испытаниями духа и плоти заслуживший уважение к себе и тому, во что верит и чему учит.
А теперь пора рассмотреть ситуацию, когда Повешенный больше не хочет висеть, а Мир считает, что жертв уже достаточно, и потому на все согласен. Этот мир, меняющийся и вечно молодой, представлен танцующей женщиной - символом свободы поступков, полета мысли и спонтанности чувств.
Эти мужчина и женщина, герои одного сюжета, всегда рядом. Они влюблены друг в друга, как путешественник влюблен в неведомые страны, ученый - в свою науку, зевака - в происшествие. Он хочет постичь ее, обладать ею. Она заранее принадлежит ему без всяких жертв, но только свершенная жертва помогает Повешенному понять это.
Танцующая проста как правда, а Повешенный ее изучает. Он - наблюдатель, она... знает, что пользуется вниманием, но не торопится раскрывать свои тайны. Она любит, когда за ней ухаживают и когда ради нее идут на подвиги и жертвы. Женщина есть женщина: ей надо оказывать знаки внимания, ее нужно добиваться, за ней ухаживать. Его жертва есть пропуск, разрешение, клятва, пароль, подтверждение благонадежности.
Между тем все проблемы Повешенного от ума. Ему необходимо изменить свой взгляд на окружающее, и он учится забывать об учености, так как ученость сама по себе не делает никого ни счастливым, ни свободным, но является умственной темницей.
Он - жажда; она - вода, он - само желание, она - объект желаний и чувство неудовлетворенности, он - вопрос, она - ответ на него, он - школяр, она - аттестат зрелости. Он - искусствовед и ценитель, она - красота. Он - художник, она - натурщица. Он - ученый, она - научное открытие. Он - писатель, она - его роман, он - поэт, она - его муза. Он - ученик в школе жизни, она - знание о жизни и сама жизнь. Он - дух, она - плоть, но дух и плоть дополняют друг друга.
Итак, с одной стороны, у нас мучения, страдания, с другой - райское наслаждение, творческий акт, открытие, озарение, восторг, обладание желаемым и всей Вселенной. Как видите, здесь все поставлено с ног на голову, и только подвешенный за ноги становится счастливым и обретает правильный взгляд на вещи. И это, несомненно, так, поскольку у Мира нет верха и низа, прошлого и будущего, плохого и хорошего. Познай самого себя, ведь только так ты познаешь мир.
Стоит ли овчинка выделки? Стоит, но только в том случае, если Повешенный обретает знание спонтанно, посредством озарения, в творческом акте, а не путем кропотливого собирания и накапливания сухих фактов и мудрости, которые не делают нас радостными, уж скорее печальными, что так точно подметил Екклесиаст.
Если любовь требует жертв, то в муках рождается истина. "Она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним". "Мужчина, что вы нам все о морали да о морали! У вас папироски не найдется?.." "Тяжело в ученье, легко в бою..."
Да, он путешественник, а она - тысяча дорог, заморские красоты и дым отечества, сладкий и приятный одновременно. "Земля! Земля! Вижу землю!!!" Колумб встречается со своей Америкой. Америка молода, девственна и хорошо выглядит...
Девятый астрологический дом - это не только дом человеческих идеалов, но и поиска этих идеалов, дом, определяющий наше духовное развитие. Важнейшей особенностью такого самопознания или познания является обретение иного взгляда на мир. Девятый дом - это качественные изменения души и ума, те напряжения, испытания и муки, с которыми нередко приходится сталкиваться человеку, временно лишившемуся почвы под ногами. Привычный мир неожиданно и резко переменился, и это определенное потрясение, которое развивает и подталкивает вперед, задает новые ориентиры для поиска, расширяет горизонты. Подобное обычно происходит с человеком, занятым творческим поиском в науке, изучающим философию, осваивающим незнакомую культуру, обретающим религиозную веру или просто отправившимся в путешествие. Это может быть любое занятие, результатом которого являются глубокие перемены сознания и отношения к миру. Но как только все перечисленные действа превращаются в обыденную и привычную каждодневность, девятый дом сменяется другим, например третьим.
Человек ищет и находит себе идеал в образе героя и ученого, политика или пророка, и эти персонифицированные идеалы открывают ему глаза на мир, расширяют его сознание, помогают совершенствоваться. Связки "мир - человек", "учитель - ученик", "пророк - последователь", "воспитатель - ребенок", "Бог - верующий" подразумевают способность отдавать, жертвовать и принимать, впитывать и меняться, то есть духовную работу.
Думать и понимать - это трудно. Еще труднее бескомпромиссно следовать своим идеалам, бесстрашно меняя свою судьбу и постигая смысл жизни.
В астрологии существует понятие оппозиционных домов, сюжеты которых противопоставляются друг другу. Поэтому в нашем круговом раскладе карт Старших Арканов каждая мужская и женская карты имеют свой антипод - карту из противоположного дома. Вот эти герои, пары, сюжеты и дома, рассматриваемые по мере уменьшения контраста между ними.
Сюжеты первого и седьмого домов
Смысл карт резко обозначен, различия кардинальны.
Шут и Воин. Шут безвреден, миролюбив, никого не трогает, ему все до лампочки. Он выпадает из социальной иерархии, и это его сознательный выбор. Дурак не держится за свое прошлое, рад настоящему и не боится будущего. Он живет сам по себе, как растущее к небу дерево или спетая песня.
Воин старается сохранить то, что у него есть, и приумножить свои достижения. Но чем больше он имеет, тем труднее ему удержать имеющееся. Поэтому Воин принужден бороться с миром, людьми и обстоятельствами, вынужден отстаивать свою точку зрения, защищать свои права и имущество, жить по законам общества или сознательно нарушать их.
Шут открыт, пластичен и чутко откликается на жизненные перемены. Воин меняться не хочет, зато пытается изменять мир. Шут счастлив уже тем, что живет. Воин свое счастье завоевывает.
Судьба и Справедливость. Законы высшие и законы человеческие. Понятие "Судьба" олицетворяет мир Шута и законы судьбы, или, если так вам больше нравится, кармы. Человек в этом мире живет как дышит - легко, спонтанно, естественно. Он не знает своего будущего, но остро ощущает, что находится под присмотром высших сил, которые ведут его по жизни, охраняют и наказывают сообразно высшему разумению, а не по субъективным законам, привязанным к месту или времени.
Справедливость олицетворяет мир Воина и законы того общества, частью которого он является и в котором существует. Тут свое понимание справедливости и несправедливости, добра и зла, хорошего и плохого, свои суд, закон, наказание, мораль, нравственность и еще много чего. Например, регламентация жизни, неизбежные компромиссы и постоянная проблема выбора.
Воин не собирается меняться, но именно в этом сюжете происходит изменение индивидуальности под воздействием внешних факторов. Шут готов к любым переменам, но, сколько бы он ни менялся, он всегда останется самим собой.
Сюжеты четвертого и десятого домов
Так же кардинально отличаются друг от друга сюжеты четвертого и десятого домов, карт "Башня" и "Колесо фортуны", хотя одно исходит из другого. На первый взгляд. Башня говорит об ограничении человека и его неудачах, а Колесо фортуны, напротив, указывает на востребованность человека обществом, на его успехи. Однако, если человек сам определяет границы своих действий сообразно месту и времени, неудача обходит его стороной. Если же он в своем стремлении к успеху забывает об осторожности, его ожидает поражение. К тому же не мешало бы помнить, что любой взлет заканчивается падением, а за любым падением следует подъем. Ограничивающие влияния четвертого и десятого домов не дают человеку отрываться от своих корней, но учат опираться на них.
Таким образом, различие сюжетов не в успехе иди поражении, а в границах действия внутренних и внешних сил, в высшей целесообразности, в соответствии внутренней сути человека и планов, которые он перед собой ставит, в гармоничном созвучии в нем индивидуального и социального.
Сюжеты второго и восьмого домов
Устойчивы различия между картами, попавшими во второй и восьмой дома.
Хозяин и Хозяйка заняты решением материальных вопросов, получают и потребляют жизненные блага. Они живут в предсказуемом материальном мире и так же предсказуемы сами. Их благополучие зависит от незыблемости и постоянства самой жизни.
Рождение и Смерть. В этом сценарии люди вынуждены сталкиваться с проблемами непрерывных изменений, при которых деньги и ценности перестают играть в жизни человека важную роль, поскольку остро чувствуют, насколько временна и хрупка человеческая жизнь и действительность.
"Жизнь или кошелек!" - и они выбирают Жизнь, чтобы ее не лишиться. Но любая Жизнь, любые рождение и начало подразумевают прекращение, конец, Смерть, что является законом для человека - существа временного. Как это ни странно, но оба мира живут и развиваются по естественным законам природы. Органичный, естественный порядок вещей устроен так, что в нем постоянны только перемены, а все остальное переменчиво. Это природа человека требует от природы мира вечности и неизменности.
Хозяин и Хозяйка - материальные создания, они заняты материей и формой, тогда как второй сюжет заставляет их решать вопросы времени и содержания. Вопросы качества и количества вещей и событии у них общие.
Сюжеты пятого и одиннадцатого домов
В эту группу оппозиций попадают следующие пары карт: "Влюбленные" и "Сила", "Надежда" и "Солнце". Первая пара указывает на личное и чувственное отношение человека к человеку, на сильные эмоции, творческий заряд и жизненность. Вторая выглядит более "общественной" и отстраненной от эмоций. Она подразумевает наличие желаний и возможностей и осуществление всего этого на практике в мире людей как общности.
Карты оппозиции связаны друг с другом, поскольку Влюбленные должны прежде всего надеяться, а карта под названием "Сила" изображает льва, мифологически связанного с солнцем.
Сюжеты третьего и девятого домов
Весьма отчетлива разница между картами третьего и девятого домов. Священник и Дьявол напоминают о том, что реальная жизнь навязывает человеку определенные роли. Мир и Повешенный указывают на то, что человек способен выйти за рамки обыденности и начать поиски в духовной сфере. Как первый, так и второй сюжет требует от человека овладения новыми знаниями, компромиссов или жертв.
Сюжеты шестого и двенадцатого домов
Мастер и Отшельник. Один заполняет время непрерывным трудом и заботами, а второй ограничивает себя духовными упражнениями и телесными испытаниями. Кузнец своего счастья и вечный труженик лично заинтересован в плодах своего труда, хотя и служит прежде всего делу. Отшельник разрывает свои отношения с миром людей, личные интересы его сведены к минимуму.
Обитают эти персонажи в разных реальностях. Мастера привлекает Экономия, где царят материализм и рациональность, практичность и реализм. Отшельника притягивает Луна, символизирующая идеальное и духовное, болезненное или поэтическое восприятие мира. Один живет в коллективе, другой в одиночестве.
Экзистенциальный вкус вечных сюжетов
Двенадцать домов и двадцать две карты Старших Арканов - это последовательная смена сюжетов, касающихся внешних обстоятельств жизни, однако человек отвечает на них или "внешними" же поступками, которые изменяют в той или иной степени окружающий мир, или внутренними переживаниями, которые приводят к переменам внутреннего мира. Некая высшая сила заставляет его или менять роли и пьесы своей жизни, или же монотонно придерживаться одного и того же жизненного сценария.
Это действо может быть открытым или закрытым, протекающим незаметно для посторонних. Среда обитания персонажа - оставаться неизменной или непрерывно меняться. Сами сюжеты могут быть умственными, чувственными и событийными, а также личными и общественными, духовными и материальными.
Шут Жрицы (1) - ситуация вне градаций.
Хозяин Хозяйки (2) - ситуация постоянная и материальная.
Священник Дьявола (3) - ситуация внешняя, умственная и очень событийная.
Башня Неудачи (4) - ситуация закрытая, внутренне эмоциональная.
Сила Любовников (5) - ситуация личная, эмоциональная.
Умеренность Мага (6) - ситуация социальная, материальная и умственная.
Воин Справедливости (7) - ситуация внешняя, социальная.
Рождение Смерти (8) - ситуация внутренних и внешних перемен.
Мир Повешенного (9) - ситуация внешняя, событийная, духовная.
Колесо фортуны (10) - ситуация открытая, материальная, событийная.
Надежда Солнца (11) - ситуация внешняя, открытая, идеальная.
Луна Отшельника (12) - ситуация внутренняя и духовная.
Подобный перечень качеств можно продолжить.
Свободный от условностей и предрассудков Шут может стать Воином, если решит пренебречь естественностью и заживет по законам борьбы и выживания. Воин может увлечься материальной стороной жизни и стать Хозяином, но Хозяин может отринуть мирское и превратиться в Отшельника. Отшельник способен снова обратить свой взор к Природе, чтобы заново обрести потерянный смысл простых вещей и событий, но ему ничего не мешает стать Мастером своего дела, побыть Влюбленным, сделаться примерным семьянином, карьеристом или неудачником.
Соответственно преобразуется и его окружение, среда, где он живет и действует. Верховная жрица может обернуться Надеждой, Надежда войдет в противоречие со Справедливостью, Справедливость заставит придерживаться Экономии, что обернется Достатком. И так далее по кругу с его вечным движением.
Как уже говорилось, современная колода карт Таро состоит из трех вполне независимых друг от друга частей. Старшие Арканы, представляющие вечные сюжеты театра жизни, составляют ее основу. Младшие Арканы - это жизненные ситуации в границах упомянутых сюжетов или частные случаи нашей повседневности Они поясняют вечный сюжет, вносят в него разнообразие, придают ему неповторимый вкус или привкус. Хотя, если разобраться, Младшие Арканы вполне самодостаточны и могут использоваться для гадания вполне самостоятельно.
Карты эти номерные: каждая снабжена номером и относится к одной из четырех мастей Поэтому для того, чтобы определиться с символическим смыслом номерных карт, следует разобраться в том, что такое масти и числа, а также понять, каково их взаимное влияние Значение карты получается путем смешения, если можно так выразиться, обоих смыслов в один, словно мы имеем дело не с символическим набором знаков на бумаге, а алхимическими превращениями в тигле чернокнижника.
Как и в случае со Старшими Арканами, нам придется сначала освоить символическую азбуку мастей и чисел, затем собрать из этой азбуки ключевые слова - номерные карты. И уже потом слагать из полученных слов фразы толкования. Для этого лучше обратиться не к комментариям многоликих тароведов, а к самой жизни. Но почему?
Популярная ныне колода Таро, так называемая Дорожная, с рисунками Памеллы Смит весьма навредила в части толкования номерных карт, поскольку на них появились произвольные сюжеты, не имеющие отношения ни к мастям, ни к числам. Наверное, это прекрасная колода для тех, кто не умеет или не хочет думать самостоятельно. А всем остальным приходится иметь дело с полетом фантазии оккультиста Уэйта, чьи гениальные прозрения и зафиксировала на бумаге дотошная художница.
Ничего не имея против различных карточных интерпретаций, все же хочу отметить: взгляды и представления о картах этой парочки далеко не единственные на нашей планете. И прежде чем рисовать номерные карты или вещать о них, нужно выявить первообразный смысл чисел. Это можно сделать, лишь обратившись к культуре и языку: к приметам и снам, пословицам и сказкам, легендам и мифам, священным книгам разных религий и другим знаковым текстам, где фигурируют числа. А то у них вышло, что числа - отдельно, рисунки - отдельно, как хочешь, так и толкуй.
И еще: дело обучающего заключается не в том, чтобы приготовить любопытным пережеванную манную кашу для интеллектуального проглатывания, а в том, чтобы передать интересующемуся ключ, с помощью которого тот сам откроет нужные для себя двери смысла.
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ