Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
"БРИДЖ (Методика игры)", 1990
Итак, торговля окончена, и вы стали разыгрывающим. Противник, сидящий слева от вас, делает первый ход, и наступает интригующий момент - ваш партнер выкладывает на стол свои карты (как это делать аккуратно, см. рис. 2) и ждет ваших распоряжений.
Но, пожалуйста, без спешки! Сначала вежливо поблагодарите партнера (как этого требует бриджевый этикет) за то, что он доверил вам розыгрыш и вместе с тем и ответственность за ваш общий результат в этой раздаче. А теперь немного подумаем о том, как играть. Еще ДО того, как положили первую карту!
Ваша цель ясна - выиграть контракт. Ничто иное не может вас отвлечь - ни возможные лишние взятки, ни опасность "сесть" глубже, -повторяем, ВЫИГРЫШ КОНТРАКТА - ВАША ГЛАВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ.
Только, умоляем вас, не начинайте с ходу играть своими тузами в надежде, что на них посыпятся короли противника. Не посыплются, если противник трезвый и в своем уме. Наоборот, истратив свои старшие карты и волей-неволей отдав ход противнику, вы будете беспомощны, когда их младшие картинки, произведенные вами же в "генералы", будут брать взятку за взяткой. Помните, что игра тузом освобождает руки королю, поэтому лучше попытайтесь выбить старшие карты противника, чтобы освободить дорогу для своего второго эшелона.
Посчитайте, сколько взяток вы можете взять, и только тогда, когда их хватает для выигрыша вашего контракта, принимайтесь за свои тузы.
Простой пример для начала:
ПИК | 862 | ТКВ10 | ||
Вы | ЧЕР | 65 | ДВ10 | Стол |
З | БУБ | ТКВ1063 | ДВ2 | В |
ТР | ТВ | К73 |
Вы играете БУБ 5, и противник заатаковал ТР Д. Сначала посчитайте взятки. Козырей у вас 9, у противника - 4. Следовательно, вы можете их всех у них отобрать, чтобы они чего-нибудь не перебили. В козырях вы возьмете 6 взяток, в пиках и трефах - по 2, итого 10, а требуется 11. Если вы после отбора козырей будете играть червой, выбивая туза и короля противников, то вы в червах получите 11-ю взятку и ваш контракт гарантирован. Если же вы перед игрой в черву хоть раз сыграете пикой, то можете проиграть контракт, поскольку С, забрав первую черву, опять пойдет в пику, и после того, как вы отдадите вторую черву, противник оприходует ПИК 4, тем самым забирая 3 взятки и оставляя вам только 10. Похожая неприятность может случиться, если вы стянете все 6 козырей, потому что тогда противники выбьют вашу задержку в трефе и заберут третью взятку в этой масти, так как у вас больше не будет козырей, чем эту трефу бить. Следовательно, единственный план игры, обеспечивающий выигрыш контракта, таков: играйте бубну, пока она у противников не иссякнет, а потом ходите в черву. Перехватите следующую взятку и опять играйте в черву. Теперь-то ваши 11 взяток будут обеспечены и можете приняться за тузы.
Начинающие обычно очень боятся отдать взятку противникам, поэтому, наверно, будет очень полезно привести здесь давно известную бриджевую поговорку: "При игре 3 БК разница между мастером и пижоном состоит в том, что пижон сначала берет восемь взяток и потом пять отдает, а мастер сначала отдает четыре, но потом берет девять".
После осмотра стола составьте план игры. Лучше играть по плохому плану, чем совсем без плана.
Чтобы разобраться в ситуации, сначала вы должны найти ответы на следующие вопросы:
1. Сколько взяток сразу могут забрать противники? Если их слишком много, то как сократить их количество?
2. Сколько взяток можете сразу взять сами? Если их не хватает для контракта, то где раздобыть недостающие?
3. Как играть козырями (если игра козырная)?
4. В каком порядке брать взятки?
Когда вы дадите себе ответы на эти вопросы (мы вам дадим несколько советов, как это осуществить), план игры в общих чертах будет разработан.
Пример:
ПИК | Д8 | С | Т97 | ||||
ЧЕР | 653 | З | В | 842 | |||
Вы | БУБ | ТД83 | Ю | К9 | Стол | ||
ТР | В862 | ТКД74 |
Вы играете 3 БК. С заатаковал ПИК 5. Взятки посчитали? Хорошо. Составьте план. Ответ на первый вопрос показывает, что противники сразу не могут взять ни одной взятки, но в случае, если они получат ход, они могут отобрать не мене 4-х взяток в червах и ПИК К, если он расположен за тузом. Ответ на второй вопрос - мы можем сразу получить 1 взятку на ПИК Т, 3 взятки в бубах на Т, К и Д, и 5 взяток в треф (у нас 9 карт в трефах, у противников - 4, тузом, королем, дамой и валетом мы их отберем), всего 9 взяток, чего достаточно для реализации контракта. Порядок забора взяток: в данном случае единственное условие в том, чтобы мы смогли отобрать все свои взятки, поэтому ТР В и БУБ К следует забирать перед остальными фигурами соответствующей масти.
Этот пример также является хорошей иллюстрацией нашего основного принципа - если бы мы поддались искушению взять лишнюю взятку (по правилу 11-ти у Ю только одна пика старше 5-ки) и пустили бы пику до Д, то Ю со следующей рукой: ПИК КЗ ЧЕР ТКД96 БУБ 1072 ТР 53 - преподнес бы нам неприятный сюрприз, и оправдания: "Откуда я мог предположить, что у выходящего нет короля!" не нашли бы понимания у партнера.
Надо, однако, сразу же сказать, что мы только изредка окажемся в столь благоприятной ситуации, как в только что разобранном примере, и все необходимые взятки сразу взять не сможем. Поэтому нам придется выискивать способы, как эти взятки получить, "отыграть". Обычно их удается добыть из следующих трех источников:
а) отыгрывая комбинацию фигур;
б) отыгрывая взятки на фоски в длинных мастях;
в) убивая козырями.
Будем рассматривать каждый возможный источник взяток отдельно.
А. Разыгрывание фигурных комбинаций.
Если вы имеете в какой-либо масти 2 или более фигур, то возможны 2 случая: или ваши фигуры идут подряд (КДВ, ДВ10) - такую комбинацию называют "фигурным рядом", или же какой-то недостает (ТДВ, КВ10). Разыграть ряд несложно - если, скажем вы имеете ДВ10, то после отдачи взяток на Т и К, играя В и 10, ваша Д будет старшей картой в этой масти.
Но в случае, если у вас не ряд, зато имеется фигура старше недостающей, то вы можете попытаться не отдать взятку на недостающую фигуру.
Пример.
С | ||||
432 | З | В | ТД6 | |
Ю |
Играя фоской с 3 и данной с В, вы не отдадите взятку К, если он у С. Такой розыгрыш именуют ИМПАСОМ. Не опасайтесь потери взятки. Если К у Ю, то взятка ему полагается все равно.
Можно импасировать и 2 недостающие фигуры:
Пример.
С | ||||
643 | З | В | ТД10 | |
Ю |
Игра фоской с 3 и 10 с В, а потом еще раз фоской с З и дамой с В, вы возьмете 3, 2 или 1 взятку в этой масти в зависимости от того имеет ли С обе, одну или ни одной фигуры в этой масти.
Чтобы взять взятку на фигуру (кроме Т) в масти, где у нас нет других фигур, надо играть фоской к фигуре.
643 | З | В | КВ2 |
Чтобы получить взятку на К, надо играть фоской с 3, и, если Т у С, взятка будет.
Аналогично:
ТВ2 | З | В | Д65 |
Чтобы иметь две взятки в этой масти, играем фоской с 3 к даме, и получим на нее взятку, если король у С.
Резюмируем: ОТКРЫВАЯ ВЗЯТКИ НА ФИГУРЫ И ИХ КОМБИНАЦИИ, КАК ПРАВИЛО, НАДО ХОДИТЬ ФОСКАМИ К ФИГУРАМ.
Б. Разыгрывание длинных мастей.
Чтобы получить взятки на фоски длинной масти, обыкновенно требуется, чтобы у нас в одной руке было больше карт этой масти, чем у любого из противников. Перед тем, как приступить к инкассации своих фосок, вы должны добиться, чтобы противник в этой масти не имел бы старших карт, что достигается тем, что вы стягиваете (по возможности) свои фигуры и отдаете (сколько необходимо) взятки противнику, выбивая их старшие карты.
Зачастую перед разыгрыванием длинной масти необходимо разыграть комбинацию фигур, имеющихся в этой масти (см. предыдущий раздел).
Учтите, что математически доказано, что в масти, где вы имеете:
7 карт, у противников чаще всего они распределяются 4-2;
8 карт, у противников чаще всего они распределяются 3-2;
9 карт, у противников чаще всего они распределяются 2-5.
Как воспользоваться этой информацией, рассмотрим на примере:
ПИК | ТКВ | 52 | Контракт 3БК | ||
З | ЧЕР | К1093 | В | 832 | С атакует ПИК Д |
(мы) | БУБ | ТК3 | 75 | ||
ТР | К62 | ТВ7543 |
Составляя план, мы видим: противник может сразу взять только 3 взятки (ЧЕР Т, К, Д), зато мы - только 6 (Т, К в остальных мастях). Взятки, необходимые для выигрыша контракта, мы можем взять в трефах. Но бросив взгляд на пару строчек выше, мы сразу замечаем, что это может не удаться, если сразу играть ТР К и ТР Т, потому что оставшаяся у врагов трефа не позволит нам сразу выбрать эту масть, а после отдачи взятки на нее и к взяткам, отыгранным на столе, уже не доберемся. Однако, если трефовая взятка противнику обеспечена, почему бы нам не отдать ее сразу? После перехвата следующей взятки играем К, Т и набираем 5 взяток в трефе, ТК в пике и ТК в бубне, итого 9 взяток. Разыгрывая таким способом, вы потеряете взятку, если трефа противника лежит 2-2, зато контракт вам всегда обеспечен (конечно, если не лежит 4-0).
Мы рассмотрим источники взяток в БК игре. Козырная масть также является длинной мастью, и при разыгрывании ее необходимо соблюдать все вышеизложенное, но нельзя упускать из виду того обстоятельства, что козырная масть как источник взяток имеет свою специфику.
В. Розыгрыш на перебитки.
Начнем с примера:
ПИК | ТКД64 | В | В875 | Контракт 4 ПИК | |
З | ЧЕР | Т5 | (стол) | 1062 | С атакует ТР К |
(мы) | БУБ | 632 | Т9874 | ||
ТР | Т94 | 3 | ТВ7543 |
В БК игре после трефовой атаки взять более 8-ми взяток не удастся. Напротив, в пиковой игре, дважды убивая трефу козырями на столе без труда наберем 10 взяток.
Заметьте - если бы мы перебили одну черву в руке, то от этого взяток бы нам не прибавилось.
КОЛИЧЕСТВО ВЗЯТОК УВЕЛИЧИВАЮТ ПЕРЕБИТКИ ТОЛЬКО С ТОЙ РУКИ, ГДЕ КОЗЫРЕЙ МЕНЬШЕ, в другой руке козыри берут взятки так же, как и любая другая длинная масть.
Предупреждаем: и противники могут воспользоваться козырями (и, само собой, вам во вред!), поэтому следует их по возможности откозырять. Запомните, что 10000 лордов бегают по Лондону без штанов, потому что не козыряли. Однако не надо бросаться в другую крайность - необходимое количество козырей надо оставить!
Пример:
ПИК | К98 | Т675 | |||
З | ЧЕР | (стол) | ТК853 | С атакует ЧЕР Д | |
(мы) | БУБ | Т74 | В | 1062 | Контракт 6 ТР |
ТР | ТКД1074 | 983 |
Считаем взятки - 6 в трефах, по две в пиках и червах, БУБ Т, убитка пик в столе - итого 12. Но, если, увлекшись, начнете бить черву в руке, или трижды стянете трефу перед убиткой пик - проиграете, и упреки партнера заставят вас краснеть. (Кстати: этот контракт выигрывается даже тогда, если вся трефа - В652 - у Ю. Как - подумайте сами).
В большинстве случаев для выигрыша не слишком сложного контракта вам будет достаточно здравого смысла, логики (и кое-чего из вышеизложенного). По мере накопления опыта вам все чаще будет удаваться выигрывать контракты, которые раньше были бы вам не по силам, если только вы будете придерживаться того, что мы уже говорили в разделе о защите - старайтесь все считать, замечать и логически рассуждать, а не угадывать!
Где правила, там и нарушения правил - в этом сермяжная правда. Поскольку речь идет о бридже, сразу отметим, что мы будем заниматься только неумышленными проступками - нарочное несоблюдение правил игры приравнивается к мошенничеству, а с шулерами мы не играем.
Полный бриджевый кодекс мы здесь, конечно, приводить не будем - он, к вашему сведению, гораздо объемистее шахматного кодекса (и настоящего конспекта тоже). Разберем только некоторые ситуации, с которыми, увы, довольно часто приходится сталкиваться в игре.
Первая - неправильное число карт. Штраф не предусмотрен - надо пересдать (раздающий остается тот же). Советуем, для экономии времени, карты перед осмотром пересчитать.
Следующая - заявка вне очереди. Штраф суров - партнер нарушителя должен пасовать до конца торговли (сам виновник может торговаться как хочет). Единственное исключение - пас, когда должен был заявлять противник справа - тогда, если этот пас будет на своем месте повторен, штрафа нет.
Недостигающая заявка. Например, после 2 ЧЕР заявлено 2 БУБ. Если неправильная заявка будет заменена заявкой того же названия на минимальном возможном уровне (в данном случае 3 БУБ), то штрафа нет. Если нарушитель заявит что-либо другое, партнер виновника пасует до конца торговли. Заметим, что следующий противник, продолжая торговлю, имеет право простить "подпольную" заявку, например:
С | В | Ю | З |
2 ЧЕР | 2 БУБ (!) | 2 ЧЕР (!!) | - и торговля продолжается |
Введем понятие о "штрафной карте" (ШК). Таковой будет являться каждая карта, открытая защитником не вовремя, то есть, когда не была его очередь играть. ШК должна лежать открытой на столе, и она должна быть сыграна при первой же возможности, как только это позволят правила. Если ход попадает к партнеру владельца ШК, разыгрывающий может позволить ему любой ход, при этом оставляя ШК на столе, или же потребовать или запретить ход в маете ШК, но в таком случае ШК можно поднять в руку. Также и карта выхода с неправильной руки является ШК, и действия будут такими же. Отметим, что невыход в потребованную масть наказуется как "фальшренонс", к рассмотрению которого мы и переходим.
"Фальшренонсом" (Ф) называют ситуацию, когда дают не в масть, имея ее. Штраф зависит от того, когда было замечено нарушение. Если Ф установлен до того, как нарушитель или партнер сыграли следующую взятку, Ф должен быть исправлен - во взятку надо положить карту, соответствующую правилам. Если нарушитель - защитник, то ошибочная карта становится ШК. После Ф игрок стороны не нарушившей правила, имеет право заменить карту, сыгранную после нарушения. Точно также всегда исправляется Ф в предпоследней взятке. В остальных случаях ничего не исправляют, но штраф суровее - виновная сторона отдает противникам взятку с Ф, если ее взяла, и еще одну, если получила таковую после нарушения. Также штрафуется и разыгрывающий, если он допустил Ф. Чтобы такое предупредить, каждый из игроков (и "стол" также) имеет право спрашивать любого, кто дает не в масть (все равно, партнера или противника), не имеет ли он этой масти.
Заодно отметим, что "свободный" игрок, увидевший хотя бы одну не свою карту, это право теряет. Специфическим нарушением разыгрывающего является то, что он играет с руки, когда должен играть со стола, или наоборот. (Карта названная есть карта сыгранная). Штраф - надо ходить с правильной руки картой той же масти, если таковая имеется. Если он этого не делает, то применяется штраф, как за Ф.
Претензии. Претензией называется заявление разыгрывающего, что он возьмет определенное количество (или все) из оставшихся взяток. После такого объявления разыгрывающий должен изложить свой план игры, открыть карты, и в дальнейшем играть (если защитники потребуют), строго придерживаясь этого плана.
Все возможные разногласия в таком случае разрешаются в пользу защитников. Также и защитник может заявить претензию, показав свои карты разыгрывающему (но не партнеру!), но если защитник покажет карты также и партнеру, то разыгрывающий имеет право сделать все карты партнера нарушителя штрафными.
Все перечисленные нами наказания предусмотрены за чисто технические, неумышленные нарушения, и все-таки их применение не надо считать излишней формальностью, стыдиться его или сердиться за него. Бридж является школой не только логики и фантазии, но и фантазии и аккуратности.
В заключение разговора о наказании добавим, что в бридже нет специального штрафа за невежливое и нетактичное поведение за столом, но оно карается тяжелее всего - презрением партнера и отстранением от игры. 100 "фальшренонсов" менее неприятны, чем грубый и невоспитанный игрок!
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ