Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana

ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ

Шестерка Кубков

Если Шестерка Жезлов - работа, то Шестерка Кубков - это отдых после библейских трудов праведных и битловская "ночь после трудного дня". Так, шумерский царь Гильгамеш отправляется за цветком бессмертия и попадает в гости. Хозяин насылает на него сон. Путешественник спит шесть дней кряду.

Но Шесть - это не только тихий отдых. Во второй главе Евангелия от Иоанна повествуется о первом чуде Христа. Его якобы пригласили для участия в свадебном застолье, "но на столах не было вина". Иисус исправил ситуацию мгновенно: попросил наполнить водой шесть каменных водоносов и принести их к распорядителю пира Тот отведал воды и с удивлением обнаружил, что она превратилась в хорошее вино. Танцуют все!

А еще есть шесть добродетелей буддизма - парамиты. И "Шестикнижие" - свод канонов моралиста Конфуция, который определяет нормы поведения человека в обществе. "Шесть записок о быстротечной жизни" - так назвал свое произведение китаец Шэнь Фу. Да, жизнь коротка, так стоит ли проводить ее в тревоге и печали? Такова наша доказательная база.

Как видно, Шестерка не слишком избалована чувствами. Ее можно считать удовлетворением естественных потребностей. Это простое человеческое счастье, чувство здоровья и здоровые чувства, естественные переживания, ощущения (если холодно - мерзнем, когда жарко - потеем).

Это удовольствие от еды, отдыха и физических упражнений, ритма, танца и секса, удачно выполненной работы, оказанной помощи, комфортных условий, когда холод зимой и жара летом уместны и по-своему приятны.

Более о Шестерке сказать и тем более выдумать нечего. А пресловутое шестое чувство, о котором трубят на всех углах, - это отнюдь не интуиция, а не что иное, как чувство усталости.

Шестое чувство должно быть седьмым!

Семерка Кубков

Эмоции - свойства человека, которые с трудом поддаются классификации и описанию. Но как же трудно сформулировать, что такое чувства Семерки, если она сама по себе имеет "нечеловеческую" природу!

Как уже отмечалось, человек прибегает к Семерке тогда, когда у него возникает необходимость описать Бога и божественное, небеса и подземный мир, тот свет или жизнь после смерти; особые состояния психики на грани или за гранью; рок и судьбу; все, что угрожает его жизни.

Соответственно, Семерка - это все чувства, причина которых лежит вне обычных отношений и событий, а смысл кроется за рамками человеческого разумения или ставит в тупик. Это конфликт между обыденностью и фактом возвышения над ней. Душа человека становится богаче, телу же за это приходится страдать и мучиться.

То человек вдруг и вроде бы несправедливо спускается по семи ступеням в ад, то неожиданно для себя оказывается на вершине блаженства - на "седьмом небе". Но пребывание на облаках для него всегда чревато, ведь это место обитания бессмертных богов, и, чтобы туда попасть, нужно, как минимум, умереть или погибнуть.

Семерка символизирует чувство мести. Так, после убийства Каином своего брата Авеля Бог предупредил, чтобы убийцу не трогали, иначе "отомстится всемеро". Исида после убийства своего мужа Осириса появляется в сопровождении семи скорпионов. Бедную женщину довели до такого состояния, что она собралась жестоко отомстить обидчику Сету за попранную справедливость и нарушенный закон.

Семь - это число вне морали, добра и зла. У казахской Бабы-яги Жалмадыз Кемпир семь голов. И хотя она похищает детей и пьет кровь у девушек, это не мешает ей быть волшебницей-шаманкой и помогать людям. Она стережет и страшную "страну смерти", и мирный родовой огонь.

Семь смертных грехов Церкви определяют семь наиболее страшных проступков, за которые следует не менее страшное для верующих наказание - погибель души и попадание в ад. Это гордыня, скупость, распущенность, зависть, чревоугодие, гнев и леность. То есть человек платит собой за привязанность к материальному миру, неумеренные потребности и неправедные чувства по отношению к другим.

Христианские добродетели числом семь это: вера, надежда, любовь, мужество, справедливость; умеренность и рассудительность; хотя добродетелей, как и пороков, намного больше, ведь это любые качества, характеризующие человека с положительной или с отрицательной стороны.

Семерка все смешивает и расставляет акценты по-своему или превращает человека в куклу, пешку в игре высоких сил. "Сердце мудреца имеет семь отверстий", - говорит герой китайской народной мифологии, и это может означать, что мудрец думает сердцем, а чувствует головой. С прорицателем Тиресием происходили самые удивительные вещи. Например, он на семь лет стал женщиной. Это Зевс и Гера поспорили, кто получает большее удовольствие от половой близости, и использовали Тиресия в качестве подопытного кролика. Прорицатель попробовал и так, и эдак и вынес вердикт: женщина. И тогда разгневанная Гера ослепила его, а довольный Зевс увеличил жизнь Тиресия в семь раз.

Но и на обычном бытовом уровне Семь проявляет себя нерадостным образом или словно притягивает к себе несчастья. "Потеряешь любимого друга - семь лет вспоминается" (калм.). "Один раз солгал - семь дней будешь раскаиваться" (вьет.). "Было у боярина семь дочерей: будет из них и смерть, и жена" (рус.). Седьмая дочь выносит из пещеры голову отца, который проиграл спор на жизнь, об этом повествует сиамская легенда. Моисей помог семи девушкам набрать воды, защитив их от злых пастухов.

Семерка непрерывно повторяет человеку: несчастья не избежать, счастье не бывает вечным. Однако нам известны семь нот и семь цветов радуги, определяющие способности зрения и слуха, то есть нашего восприятия, и нужно еще подумать, как расшифровать эту функцию Семи без банальных ссылок на божественный промысел. Видимо, это из той же серии свойств человеческого мозга, устанавливающего семидневную неделю, семеричные добродетели и пороки и делающего сказочные сапоги семимильными.

Если пофантазировать, можно перечислить еще пару десятков особенностей чувств Семерки, а тем, для кого фантазии не аргумент, стоит обратиться к соответствующей главе "Чувствоведения".

Что-то неожиданное и непонятное происходит в жизни - наступает пауза, поскольку человек может почувствовать лишь то, что способен понять, а все остальное не чувствует, а предчувствует. "Чувства обманули его". Предчувствие же не обманывает никогда. Когда к нему приходит это понимание, он эмоционально реагирует на свершившееся. Так в сознании и сердце возникает новая данность того, куда указует перст судьбы, и совсем не важно, судьбы злой или доброй.

Семерке несвойственны человеческие конфликты, а если и происходит нечто, то по причине, человеку неведомой и неподвластной. На самом деле конфликта нет - он исчерпан, и переживать нечего, а наша борьба эмоций - атавизм, данные эволюцией животность и несовершенство, боязнь за свою жизнь и страх смерти. Семерка вся - жизнь и смерть и одновременно "Бог есть любовь", "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" и "Каждому свое".

Семерка - это высокие, большой силы и глубины переживания, связанные с осознанием себя в мире, они не проявляются нарочито и не слишком заметны. Или, напротив, выглядят как аффект. Это не есть продолжение определенных желаний и потребностей тела, таких, как сексуальное удовлетворение или удовольствие от приема пищи. Но это необычные, пророческие сны, чувства в минуты опасности, особые состояния сознания, переживаемые в минуты экстаза, поста, молитвы, медитации. Это иллюзии и самообман, наитие и интуиция, катарсис и жертвенность, сопричастность и сострадание. Возведение на пьедестал и низвержение с пьедестала. Искупление, озарение, прозрение, просветление, духовные открытия - с одной стороны, меланхолия, депрессия и страх, чувство ненависти, мести, тревоги, неизбежности - с другой.

Это индивидуальный мистический опыт, душевное движение от материального и дальше, религиозные переживания высокого порядка, чувство смерти-, очищение, полет, визионерство и общение с духами и иными мирами, интуитивно-чувственное постижение смысла. Соединение земного и небесного, человеческого и божественного. Это бессмертие творца в его творениях, бренность тела и вечность души.

Восьмерка Кубков

Восемь имеет иррациональный смысл и мистический привкус. Это еще и вкус страсти, вожделения, небытия, слияния мужчины и женщины. А также соединение человека со Смертью в сладостном и последнем поцелуе.

Шумерский миф "Энке и Нинхурсаг" повествует о том, как мать всех богов Нинхурсаг растит на острове восемь чудесных растений. Дело не обходится без магии: мать богов зачинает от Энке последовательно восемь богинь и рожает их. Каждая богиня символизирует одно из растений. Напоследок Энке велит сорвать растения и съедает их, после чего тяжело заболевает. Болезнь поражает восемь органов его тела. Мало того, Энке проклинает сама Нинхурсаг. Она покидает остров, и мир начинает гибнуть. Вскоре, однако, богиня возвращается, чтобы вылечить занемогшего любовника. Он говорит ей, где у него болит, а Нинхурсаг рожает богиню этого органа тела. Пока она рожает восемь новых богинь, Энке восемь раз мучается за нее родовыми схватками.

Угаритский герой Карату получает знамение во сне и идет выполнять указание богов. Он собирает войско, чтобы завоевать себе жену - дочь царя соседнего государства. Когда цель была достигнута, у них пошли детишки: восемь сыновей и восемь дочерей. Но Карату заболевает по причине нарушения обета, данного богам. От смерти его спасает младший сын и младшая дочь по имени Восьмая. Они оплакивают отца и совершают над ним магический обряд. Смерть отступает, Карату снова здоров и весел.

Буддийские бодхисатвы из любви и сострадания к живым существам "в этот мир приходят и уходят восемь тысяч раз". Основатель Фив Кадм за убийство дракона несет повинность - восемь лет работает у бога Ареса и за это получает в жены дочь бога Гармонию.

К Восьмерке можно отнести целую гамму разных эмоций, ощущений и чувств. Переживания, в том числе и сексуальные, на уровне инстинкта, мазохизм как удовольствие от полученной боли и, страданий или садизм как удовольствие от причинения боли и наблюдения за страданием другого человека. Сексуальная распущенность и нервные заболевания. Чувство обреченности, ощущения смертности всего живого, жажда смерти. Эмоциональное пиршество на черных эмоциях. Вампиризм, психологическое и магическое воздействие и давление со стороны.

Сюда же легко отнести женские болезни, болезненные чувства, сексуальные расстройства. Любовь старого и молодого, мужчины к мужчине и женщины к женщине. Измену, ревность и жадность. Разочарования в любви.

"Влезть в душу", "вывернули наизнанку", "нутром чуять", "до самой селезенки", "сердце ушло в пятки", "намаялся" - все это Восьмерка со своей неразрывной связью чувств и физиологии.

Восемь - это не объяснимые логикой переживания, болезненные внутренние перемены, чувство недосказанности и ощущение, что тебя не понимают. Да человек и сам не может себя понять. Что-то не так, а что конкретно, одному Богу известно...

Девятка Кубков

Выделить роль Девятки в мире человеческих чувств и идеалов практически невозможно. Все словоизъявления по этому поводу проистекают из того, что Девять признается последним в ряду чисел и выступает на магической авансцене как некий итог, идеал, знак гармонии, число совершенства, связанное с возвышенным строем души и сердца, тонкими вибрациями, платоническими чувствами или чувством единения человека с Богом и Вселенной. Все сие прекрасно и изумительно, но ничем не подтверждается.

Что же мы имеем предложить на сей счет в качестве примеров? Почти ничего.

Девять муз. покровительниц искусств, окружают бога Солнца Аполлона. Количество муз нарастало постепенно, но на Девятке остановилось Музы, что означает "мыслящие" (но, заметьте, не чувствующие), - существа идеальной красоты. Однако от их связей с Зевсом и Аполлоном рождались в большинстве своем разные отвратительные чудовища. Правда, был еще Орфей, но его после смерти жены Эвридики разорвали на куски вакханки. Аполлон же появился на свет после девятидневных родовых мук своей матери Лето.

Девять ангельских чинов есть в христианстве. Ангелы тихи, возвышенны и милосердны, но это "воинство Христово", которое не на жизнь, а на смерть сражается с другими ангелами, называющимися падшими Главный же ангел сил тьмы зовется Люцифером, то есть "светоносным". Такой вот парадокс, но на этом парадоксы не кончаются.

Через девять дней после рождения легендарный "старый ребенок" Лао-цзы имел все признаки святости. Наконец, "у счастливого девять удач, у несчастного - ни одной" (карел.). (Это значит или все, или ничего.)

По всей видимости. Девятка выступает символом ощущений, которые трудно представить и уж тем более выразить словами. Поэтому и не выражается. Это чувства на грани бесчувствия, красота на грани уродства, жалость на уровне жестокости и екклесиастовское "во многой мудрости много печали".

Девятка ни плоха, ни хороша; она отстраненна, запредельна и "внечеловечна", поэтому людские мерки красоты, сердечности и гармонии к ней неприменимы, и с этим нельзя не считаться.

ДЕНЬГОЛОГИЯ

Наука о том, как жить с деньгами в дружбе, или Краткий курс практической магии чисел.

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

"Богатство отличается от бедности лишь с финансовой точки зрения", - изрек некогда Вуди Аллен. Эта одновременно парадоксальная и гениальная фраза знаменитого американского кинорежиссера может стать прекрасным эпиграфом к лекциям по "Деньгологии".

"По доходам и расходы", - резонно замечают одни. "По расходам и доходы", - смело утверждают другие. С точки зрения магии жизни и первые, и вторые правы, правда каждые по-своему. Деньги притягивают к себе или порождают новые деньги, и присказка "деньги к деньгам липнут" очень правдоподобна. Однако круглые суммы вовсе не свидетельствуют о безбедном существовании их обладателя, так же как скромный бюджет отнюдь не указывает на бедность. Есть искусство зарабатывать деньги, есть искусство их тратить. Обычно владение одним мастерством исключает успехи в другой области, а человек умело совмещающий и то и другое - в самом деле банкир своей жизни.

Богатство отличается от бедности, что верно, то верно... и не только с финансовой точки зрения. Можно иметь психологию нищего, даже владея миллионами, и можно чувствовать себя психологически комфортно, не имея на то никаких финансовых оснований. Богатство - это, прежде всего, правильный образ мысли и правильное отношение к миру, в котором живем, ведь русские слова "богатство" и "Бог" - ближайшие родственники. Такое богатство нельзя отнять или использовать во вред себе и другим. И чем больше его отдаешь, тем больше его остается.

Деньги - непременный атрибут современной жизни, они - зримый элемент людских отношений и важный эквивалент достижений человека. Заметьте, все говорят: "Он обладает богатством", и никто не скажет: "Я обладаю бедностью". Деньги есть, даже когда их нет, поскольку уже давно стали счетами, курсами, индексами, пластиковыми карточками и электричеством в проводах компьютеров.

Деньги имеют значение и массу, роль и статус, национальность и суверенитет. Они обладают цветом, вкусом и запахом, даже когда "деньги не пахнут". Еще деньги бывают скромными и бешеными, чужими и своими кровными.

О том, как быть с ними на короткой ноге, учат в институтах и академиях. Мы сами каждый день осваиваем эту важную науку на собственном опыте. Улыбка "на миллион долларов" свидетельствует об успехе обучения, а когда мы становимся разменной монетой в чужих руках, то, напротив, теряем в цене.

"Не в деньгах счастье, а в их количестве", - гласит народная мудрость. Проверим сие утверждение при помощи магии чисел, тем более что сделать это весьма просто: числа изображены на любой купюре, а сами купюры имеют не только цену, но и счет.

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

Число "два" в финансовом смысле является символом бедности и экономии. Это лакмусовая бумажка недостатка в чем-либо. Судите сами: в древнем китайском соннике Чжоу-гуна говорится:

"Если в доме видишь два очага, не быть богатым". А по русской примете "мести в доме двумя разными вениками - к бедности и неудаче". К тому же "с бедняка и налог вдвойне" (бенг.), а "скупой платит дважды" (англ.). Кроме того, "кто имеет землю в двух деревнях - разорится, кто имеет двух жен - погибнет" (тамил.). Такая вот вековая всенародная мудрость.

Число "два" - это еще и чувство долга, необходимость делить и делиться, отдавать и жертвовать. Так, евангельская притча повествует о том, как бедная вдова отдала в сокровищницу храма все, что имела: две мелкие монеты - лепты. И беднее не стала, и храм богаче не сделала, но долг свой выполнила. Это как в поговорке: "Лучше два колоса, чем с пустыми руками" (руанда).

Двойное издавна считалось подозрительным. Так, при рождении двойни совершали очистительный обряд, и не важно, дети ли появились на свет или домашние животные. А в деревнях говорили:

"Не постилай скатерти вдвое: двойников родишь" (рус.). Поэтому никогда и никому не дарите два одинаковых предмета или одновременно два подарка. Например, два цветка, две книги, даже на всякий случай пару обуви, сережки и перчатки. Ваш подарок или не оценят, или неверно истолкуют. Или от него не будет ни пользы, ни радости.

Когда речь заходит о деньгах, нужно бояться числа "два" как черт ладана. Дать взаймы 20 (200 или 2000) - значит не иметь гарантии на возвращение долга. Более того, ваши кровные уйдут у заемщика, словно вода в песок: ничего не будет куплено, но все истрачено. Если вам выплатят одну из названных сумм, помните - это не деньги, а троянский конь. После кратковременного успеха напрасными окажутся ваши ожидания. Обсуждая величину вознаграждения или зарплату, избегайте вышеприведенных цифр. Пусть оговоренная сумма будет хоть на копейку больше или меньше.

Теперь обратимся к покупкам и ценам. Знайте, приобретенная за "двойную" сумму вещь может оказаться ненужной или разочарует вас, когда вы устроите обнове домашнюю инспекцию. Не следует держать деньги одновременно в двух кошельках, карманах или банках: плакали ваши денежки.

Это как "воз рассыпал, а два нагреб" (рус.). Дело в том, что двойка - синоним обмана, мошенничества и воровства. Не зря же воров и обманщиков китайского ада Диюй наказывали во втором отделении этого "заведения". Заполняя налоговую декларацию, помните: чем больше в нее вписано двоек, тем меньше с вас спрос. Ведь "с одного барана двух шкур не дерут" (азерб.), а "курицу лучше есть вдвоем, я и курица" (идиш).

К сожалению, число "два" не только говорит о плачевном материальном положении, но и подразумевает отсутствие у человека желания или возможности изменить оное к лучшему, то есть вопиет об отсутствии инициативы. Прямо обреченность какая-то! Судите сами: "Сшито на одного, так на двоих не наденешь" (рус.). "Для двоих готово, а троих не накормишь" (рус.). "С одного мешка не два помола" (рус.). А это уже хуже бедности - это отсутствие позитивного отношения к жизни.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

Число "три" динамичное и открытое. Оно означает возникновение нового качества, потенцию, расширение малого до уровня большого. Тройка неизменно символизирует частную инициативу, действие, поступок, возникновение новой ситуации и в этом смысле равносильна единице. Тройка всегда указывает на потенциальные финансовые возможности и дополнительные заработки. Это число простое и ясное: если при деньгах - трать, если денег нет - найди.

Тройка одновременно и презренный металл, и шальные барыши. Деньги для тройки - не самоцель, а средство достижения цели. Вот купец Афанасий Никитин, к примеру, отправился в путешествие за три моря. Капитала не нажил, но впечатлений набрался изрядно. Три богатыря тоже, между прочим, не беспошлинным импортом сигарет промышляли, а охраняли рубежи земли Русской.

Тройка более свидетельствует о движении капитала и расходах, чем о накоплениях, поэтому весьма трудно отложить на черный день 30 (300 или 3000) каких-нибудь у.е. Быстро залезете в копилку и начнете ее опустошать. Зато означенные выше суммы удобно брать в долг. И не один раз, а трижды. Ведь по примете "у одного и того же знакомого деньги одалживают до трех раз" (англ.). Это четыре - за рамками приличий.

Его Величество Случай тоже определяется тройкой. Отсюда "просил об одном, а получил втрое больше" (вьет.). Поэтому, если решили купить лотерейный билет, берите сразу три штуки. Так вы увеличите свои шансы раз в десять.

За "тройственную" сумму рекомендуется совершать важные покупки, с тройки можно затевать новое дело. Однако обольщаться особо не стоит: знай не зевай, поспевай за жизнью! "Три и три четверти дня шел дождь жемчугом, но прежде чем успели подобрать, стал грязной водой" (малаялъск.). Такая есть на этот счет пословица.

Число "три" нередко намекает на рискованное коммерческое предприятие. Отсюда: "Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди" (рус.). А также свидетельствует или о легкомысленном отношении к деньгам, или несоответствии приложенных усилий полученному вознаграждению: "Служил три лета, выслужил три репы" (рус.).

Втроем легко преуспеть в бизнесе, но так же легко поссориться, деля прибыль по справедливости. Число "три" может говорить о зависти и корысти, которые к добру не приводят. В сказке "Али-Баба и сорок разбойников" жадный башмачник соглашается показать дом Касыма за три динара.

В другом не менее известном произведении некто Иуда предает своего учителя за тридцать сребреников. На Иуду Искариота была возложена важная миссия - обязанности казначея. Не раз возмущался прижимистый Иуда действиями своих товарищей и даже поступками самого Иисуса: они транжирили средства и переводили дорогие снадобья. Такой он был человек, этот Иуда. Вряд ли страсть к наживе стала причиной предательства нашего кассира Тридцать сребреников не такая уж большая сумма по тем временам. Наверное, довели беднягу...

Не слишком доверяйте человеку, который обещает вам сумму в 30 (300 или 3000). В разведку с ним пойти, наверное, можно, а финансовые дела решать неразумно. Может статься, это пустые посулы, хвастовство или кураж. Не давайте сами таких обещаний: они опрометчивы. Хочется, конечно, "схватить три рыбы двумя руками" (тайск.). Но и так выйти может, что скажут: "На одну копейку выпил, на три - опьянел" (татар.).

И помните, "во всяком деле нужно трижды подумать" (кит.). А то получится как в пословице: "Один год строить дом - три года сидеть без риса" (вьет.), что означает неграмотное планирование семейного бюджета.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ 

cartalana.comⒸ 2009-2024 контакт: cartalana@cartalana. com