Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
"ДОМОВОДСТВО", 1959 (Раздел "КРОЙКА И ШИТЬЕ")
Русские народные вышивки очень разнообразны. Они выполняются либо по счету ниток ткани, либо свободно, по нарисованному от руки контуру. Счетные вышивки - наиболее древние. Выполнялись они на холсте, похожем на мелкую канву. Вышивки свободные возникли значительно позже. Многие из них выполняются в соединении со счетными вышивками. Счетные вышивки делятся на строчевые, для выполнения которых ткань должна быть предварительно разрежена, и вышивки, украшающие ткань по поверхности.
Строчевых швов и вышивок насчитывается большое количество. К строчевым швам относятся все мережки, строчка-перевить, цветная перевить, гипюры, стяги и много других, более сложных швов; к вышивкам - "крест", "роспись" (часто называется "полукрест"), различные виды глади - простая, счетная, "елочкой", со стежками в один центр, гладь прямой полоской, "набор" и другие.
К свободным вышивкам принадлежат тамбур, ришелье, белая гладь; к вышивкам, в которых соединяются свободный, рисуемый от руки контур и швы счетные, относятся "спис", "владимирский шов", "олонецкий шов по письму" и другие.
Иголку для вышивания обычно берут короткую и с большим ушком, чтобы нитка меньше перетиралась. Ножницы должны иметь острые кончики.
При вышивании никогда не делают узелков. Нитку закрепляют несколькими мелкими стежками в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой.
Заканчивая вышивку, нить надо пропустить мелкими стежками под рисунок.
Пяльцы. Большинство рукодельных работ делают в пяльцах. Они облегчают работу и улучшают ее качество. Основное назначение пяльцев - держать материал в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от стягивания.
Пяльцы бывают круглые и квадратные. Первые обычно употребляются для мелких работ и для вышивки на машине, вторые - для больших. Круглые пяльцы - это два деревянных обруча, входящих один в другой (рис. 1). Натянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большее кольцо, нажимают, и ткань натянута. При запяливании ткани в круглые пяльцы надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани.
Рис. 1. Круглые пяльцы.
Основные части квадратных разборных пяльцев (рис. 2) - две поперечные планки и две продольные линейки. Планки должны быть толщиной 4-5 см для пяльцев до 1 метра. По краям планок имеются четыре сквозных отверстия - два продолговатых сбоку и два круглых сверху (рис. 3, а и г). Продольные линейки должны свободно входить в продолговатые отверстия планок и иметь на одинаковом расстоянии друг от друга несколько круглых отверстий (рис. 3, б), равных по величине круглым отверстиям планок. Кроме того, для пяльцев нужны две круглые палочки, равные по длине линейкам, и четыре колышка, плотно входящие в круглые отверстия линеек и планок (рис. 3, в).
Рис. 2. Квадратные пяльцы.
Чтобы запялить материал в продолговатые пяльцы, надо к планкам прибить узкие полоски (10 см) крепкой ткани, равные по длине расстоянию между продолговатыми отверстиями планок (рис. 3, г). К этим полоскам пришивают противоположные стороны материала для вышивания. К двум другим сторонам материала пришивают (краями к материалу) сложенную вдвое подсобную ткань шириной не более 5 см. В образовавшиеся мешочки вдевают круглые палочки.
Рис. 3. Детали квадратных пяльцев.
Собирают пяльцы следующим образом. Прикрепив к ткани на планках материал для вышивания, вставляют в продолговатые отверстия одной планки линейки и скрепляют колышками через круглые отверстия. Затем оттягивают другую планку и, завернув ее, если материал слишком длинен, вставляют в нее свободные концы линеек и тоже скрепляют их колышками. После этого два других края ткани с палочками натягивают и прикрепляют к линейке тонким шпагатом через прорезанные в мешочках отверстия (рис. 2).
Собирая пяльцы, важно равномерно натянуть материал, чтобы нити переплетения не перекашивались. Пяльцы устанавливают на специальных подставках, можно положить их на два одинаковых по высоте стола. Чтобы работа шла быстрее, надо научиться вставлять и выводить иглу обоими руками, то есть правая рука вкалывает иглу в работу сверху вниз, а левая рука - снизу вверх. Таким образом, правая рука все время сверху, а левая - внизу (рис. 1).
Некоторые швы выполняются без пяльцев. Чтобы вышивка не стягивалась, ткань натягивают на три пальца левой руки, придерживая большим пальцем и мизинцем. Когда иголку вкалывают в ткань, то средним пальцем правой руки, на который надет наперсток, проталкивают иглу (рис. 4).
Рис. 4. Так следует держать материал при вышивании без пяльцев.
Швы бывают разные, в зависимости от их назначения. Так, имеются швы: соединяющие, они соединяют две части ткани вместе; закрепляющие, ими подрубают ткань, чтобы нити не высыпались; украшающие, которые служат и для соединения и для закрепления, а также для украшения работы.
Шов "вперед иголку" (рис. 5). Это самый легкий шов. Иголку с ниткой пропускают в материю через 2-4 нити, все время вперед от последнего стежка.
Рис. 5. Шов "вперед иголку".
Шить вперед иголкой можно, набирая сразу на иглу несколько стежков, протаскивая потом через них нитку. Этот шов применяется при наметке, при обведении контура рисунка.
Шов "за иголку" (рис. 6) применяется при шитье более плотных тканей. Проколов ткань иглой, на нее набирают, предположим, 4 нити ткани и протаскивают через них иглу с ниткой. Затем прокалывают ткань сзади второго прокола иглы, на половине первого стежка, то есть иглу вкалывают на второй нити, и набирают шесть нитей: две за иглой и четыре впереди. Следующий стежок опять будет состоять из двух нитей за иглой и четырех нитей впереди. Величина стежков зависит от толщины ткани.
Рис. 6. Шов "за иголку".
Шов "строчкой" (рис. 7) предназначен для плотного соединения ткани. Выполняется этот шов так: набирают иглой 2-3 нити, протаскивают нитку и снова прокалывают ткань, вводя иглу в место первого прокола. На иглу набирают теперь не 2-3, а 4-6 нитей, то есть одинаковое количество нитей за иглой и впереди нее. С правой стороны ткани этот шов дает сплошные стежки, как при шитье на машине, с левой - напоминает шов "за иголку".
Рис. 7. Шов "строчкой".
Петельный шов (рис. 8), как можно судить по названию, применяется для обметывания петель, им можно подрубить края ткани, а также вышивать. Лицевые и изнаночные стежки здесь расположены перпендикулярно к краю ткани. Шьют слева направо, при этом край ткани находится внизу. В начале работы делается прокол в левом нижнем углу вышивки с изнаночной стороны на лицевую, то есть "к себе", а все остальные проколы уже пойдут с лицевой стороны на изнанку. После первого прокола направляют нитку вниз, придерживая ее большим пальцем левой руки, делают прокол с лицевой стороны на изнанку и направляют острие иголки в образовавшуюся петлю. Иглу протаскивают через петлю и тянут нитку вниз и на себя. Петля затягивается на краю материала.
Рис. 8. Петельный шов.
Шов "козлик" (рис. 9) часто встречается в русских вышивках. По внешнему виду он представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне изделия и два параллельных ряда на изнанке. Вышивать начинают снизу вверх или от себя, стежки делают от себя, а иглу направляют все время "на себя". Шов "козлик" употребляется при заделывании краев в верхней одежде (подол, карманы, швы и т.д.).
Рис. 9. Шов "козлик".
Шов "цепочкой" (рис. 10) представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Такой шов называют еще "тамбурным". Исполняется он следующим образом. Шьют "на себя", иглу выводят с ниткой на лицевую сторону. Положив нитку петлей и придерживая ее большим пальцем левой руки, вводят иглу с лица наизнанку в предыдущий прокол и направляют по изнанке вниз на 3-4 нити. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Получается петелька с ниткой посредине. Этот шов рекомендуется для отделки верхнего платья и трикотажных изделий.
Рис. 10. Шов цепочкой (тамбурный).
Стебельчатый шов (рис. 11) получил свое название потому, что им обычно вышивают стебельки цветов. Стебельчатым швом пользуются, например, вышивая переход от тонкой части стебля к утолщенной. Очень часто стебельчатый шов применяется при выполнении контурных узоров. Шьют им назад иголкой, то есть каждый стежок делают, отступя назад. Вколов иглу в ткань, набирают от 2 до 4 нитей на иглу, протаскивая нитку, и, отступя, снова вкалывают иглу и набирают на нее количество нитей, равное первому стежку. Иголка со вторым стежком должна выйти из ткани и середине предыдущего стежка, лицевые стежки идут в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва. Соблюдение равной величины стежков и обязательное выведение иглы при втором, третьем и последующих стежках в середине предыдущего стежка делают шов красивым.
Рис. 11. Стебельчатый шов.
Существует несколько приемов перевода рисунков на материал.
1. Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу - наиболее распространенный, быстрый и простой способ. Ткань расстилают на столе или на гладкой доске, сверху кладут копировальную бумагу. На нее накладывают рисунок и закрепляют кнопками или булавками. Остро отточенным мягким карандашом обводят линии рисунка. На ткань темных тонов рисунок переводится так же, как через копировальную бумагу, с той лишь разницей, что вместо копировальной бумаги берут бумагу, натертую мылом.
2. Перевод рисунка на ткань "припорохом". Рисунок сначала переводят на тонкую прозрачную бумагу - кальку, затем кладут его на стол, покрытый толстым сукном или мягким материалом. Тонкой иглой прокалывают кальку по линиям контура рисунка, стараясь делать дырочки на равном расстоянии друг от друга. Затем кальку с проколотым контуром рисунка кладут на вышиваемый материал и укрепляют кнопками или булавками. После этого берут кусочек ваты, смачивают в растворе керосина с синькой, сажей или белилами. Сильно отжимают, чтобы не было клякс, и начинают натирать линии с отверстиями по контуру рисунка. Проходя через проколы, раствор образует на ткани "припорох" - следы по линии контура узора (рис. 12).
Рис. 12. Перевод рисунка на ткань - "припорох".
3. Перевод рисунка на ткань при помощи тонкой бумаги. Тонкую бумагу с рисунком приметывают на толстую цветную ткань или бархат. Затем частыми мелкими стежками прометывают все линии узора. После этого бумагу обрывают и на материале остаются контуры узора.
4. Перевод рисунка на тонкие прозрачные ткани. Этот способ тоже очень прост. Под плоское стекло помещают лампу. На стекло кладут рисунок и на рисунок - ткань. Тонко отточенным карандашом обводят на ткани просвечивающие линии рисунка. Рисунок, обведенный черной тушью на кальке, просвечивает через тонкую ткань и без освещения. Переводить рисунки надо аккуратно, чтобы не исказить их и не запачкать ткань.
Увеличение или уменьшение рисунка
Если размер вышиваемого изделия не совпадает с размером рисунка, последний приходится увеличивать (рис. 13) или уменьшать (рис. 14). Сделать это можно следующим образом. Предположим, нужно увеличить узор в два раза. Нужный участок разлиновывают на равные квадраты. Чем мельче квадраты, тем точнее будет увеличение. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже увеличенных в нужное число раз, в данном случае в 2 раза. Переносят в эти клетки линии соответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе получается точно увеличенная копия рисунка. При уменьшении рисунка клетки оригинала уменьшают в нужное число раз. Такой прием называется увеличением или уменьшением рисунка по клеточкам. Очень важно при этом приеме вычерчивать точные квадратные клеточки; иначе форма рисунка изменится.
Рис. 13. Увеличение рисунка.
Рис. 14. Уменьшение рисунка.
Мережкой называется узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении; нити, оставшиеся невыдернутыми, соединяются в пучки. Существует несколько видов мережки.
Мережку "столбик" (рис. 15) начинают делать с нижнего края слева направо, на себя. На иглу набирают от 3 до 5 нитей. Протаскивают нитку и оттягивают ее в сторону ткани. Образовавшийся столбик нитей ткани снова обвивают слева направо и прошивают на том же месте, захватив 2-3 нити ткани. Когда одна сторона мережки закончена, переходят на противоположную сторону и перевивают уже полученные столбики.
Рис. 15. Мережка "столбик".
Мережка "X" (рис. 16). Сначала делается мережка "столбик". Затем ниткой посредине мережки собирают по два столбика узлом, Узелок делается следующим образом: нитка подхватывает два столбика, проходит под ними, возвращаясь, она обвивает их, чтобы выйти в образовавшуюся петлю, и затягивает ее. Чтобы узелок не сдвигался, тут же делается вторая петля.
Рис. 16. Мережка "X".
Мережка "панка" (рис. 17). В середине широкой мережки, края которой подшивают кисточкой, оставляют от 2 до 3 невыдернутых нитей. На них с двух сторон одновременно делают кисточки.
Выполняются они следующим образом: первым стежком нитка покрывает оставленные нити ткани снизу вверх и проходит под ними по диагонали вниз; выйдя на лицевую сторону на расстоянии трех нитей от первого стежка, нитка проходит по горизонтали справа налево, то есть возвращается к месту начала работы; затем, направляясь по диагонали вверх, она затягивает нижнюю кисточку; верхняя же кисточка затягивается движением нитки справа налево и по диагонали вниз.
Рис. 17. Мережка "панка".
Эта мережка служит краем других мережек, в таких случаях она делается близко к краю и носит название "подстрочка".
Мережка "полотнянка" (рис. 18). По краям с двух сторон делается подстрочка, затем нитью объединяют одним переплетом из воздушной петли несколько столбиков.
Рис. 18. Мережка "полотнянка".
Для выполнения воздушной петли нитку закрепляют внизу на подстрочке между столбиками, обвивая сначала два столбика слева, затем она переходит вверх, потом вправо за два столбика и, наконец, снова вниз к месту начала воздушной петли, Чтобы перейти к выполнению второй воздушной петли, ниткой обвивают по подстрочке до пятого столбика, между четвертым и пятым столбиками делают вторую воздушную петлю и т.д.
Мережка настилом. Внешний вид таких мережек может быть самым разнообразным (рис. 19).
Рис. 19. Мережка "настилом".
Сначала делают обычную мережку "столбик", затем, закрепив нитку, движением справа налево набирают на иголку четыре столбика следующим образом: первый под иголку, второй на иголку, третий под иголку, четвертый снова на иголку. После четвертого столбика, протащив нитку, уже обратным движением иголкой левый четвертый столбик набирают под иголку, третий на иголку и так до первого (чтобы нитка перекрыла те столбики, которые при первом ходе оказались над иголкой). Протаскивая нитку, затягивать ее не нужно. Снова направляют иголку справа налево, и так до середины мережки, затем с середины мережки набирают следующие четыре столбика и т.д. Но если предыдущую группу столбиков заполняли снизу вверх, то следующую надо заполнять сверху вниз.
"Паучок" (рис. 20). Если мережку делают в двух направлениях - горизонтальном и вертикальном, то при скрещивании ее рядов образуются пустые квадратики. Эти квадратики можно заполнить простым или сложным узором, в зависимости от сложности рисунка мережки.
Рис. 20. Мережка "паучок".
Самый простой рисунок по выполнению - это "паучок" Сначала рабочую нитку натягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натягивая нитку, ее обвивают, причем последнюю нитку обвивают только наполовину. Дойдя до центра перекрещения натянутых ниток, рабочей ниткой делают узелок в центре.
Чтобы образовался "паучок", рабочая нитка должна двигаться по кругу, переплетая нитки. Обойдя круг, нитка зацепляет за последнюю натянутую нитку и поворачивает назад, переплетая нити в обратной последовательности. Сделав последний круг, нитка закрепляется возле незаконченной (необвитой) нитки и обвивает ее до конца.
В готовом виде рисунок напоминает паука.
Края квадратов заделываются петельным швом или гладьевым валиком.
Старинная строчка - это многорядная мережка (рис. 21). Нитки выдергиваются только в одну сторону по основе или но утку, поэтому мережка часто называется "держка в одну сторону". Выполняется она так: на иглу набирают четыре нити ткани, подрезают и выдергивают, а 2-3 нити остаются неподрезанными, затем опять четыре нити ткани подрезают и выдергивают и т.д. Неподрезанные нити обшивают, как мережку "панка", а крайние столбики заделывают мережкой "столбик". Стороны с подрезом нитей обметывают петельным швом. Клеточки, образующиеся между рядами столбиков и разделяющими их полосками ткани, заполняют горизонтальными плотно лежащими рядами ниток. Рабочая нитка натягивается поверх столбиков. Покрыв 3-4 столбика, нитка возвращается обратно, обвивая в каждой клеточке рабочую нитку один раз,
Рис. 21. Многорядная мережка.
"Держку" вышивают на мужских рубашках, женских блузках, полотенцах, подзорах. Иногда ее сочетают с другими видами вышивок" - крестом, гладью и т.д.
Строчка-перевить (рис. 22) - так называется перевитая ниткой сетка. Чтобы получить сетку, нужно выдернуть из ткани несколько рядов продольных и поперечных нитей. Предварительно следует определить размер сетки. Если нити основы и утка ткани одинаковой толщины, сетку намечают для всех клеток из равного количества нитей.
Рис. 22. Расчет сетки в строчке.
Работу выполняют так: наметив на ткани форму сетки, подрезают по одной нити на противоположных сторонах квадрата или прямоугольника, поддевают их толстой иглой и выдергивают. По образовавшимся линиям прошивают вперед иголкой цветную нитку, считая при этом захватываемые иголкой нити ткани. Например, три нити поднимают на иголку, три пропускают. Если в одном направлении нити ткани тоньше, то, чтобы получить клетки квадратной формы, на этой стороне выдергивают в каждой клетке несколько большее число нитей.
После того как сделан расчет клеток, ткань запяливают в пяльцы, а затем набранные на цветную нитку нити ткани осторожно подрезают и выдергивают. По краям квадрата со всех четырех сторон подрезают на одну, две нити ткани меньше, так как обметка сильно увеличивает краевые клетки.
После образования сетки начинают перевивание. Самое правильное перевивание - по диагонали, тогда узор при стирке не искажается (рис. 23).
Рис. 23. Обвив сетки.
Начинают работу обычно с левого края. Рабочая нитка, закрепленная возле первого нижнего столбика, обвивает его и, пройдя под местом скрещивания горизонтальных и вертикальных линий клетки, переходит к боковому столбику налево. Перевив его, она переходит по ткани к следующему ряду наверху и, подхватив горизонтальный столбика начинает спускаться вниз обвивая поочередно вертикальные и горизонтальные столбики сетки. Дойдя до нижнего края, нитка начинает со следующего вертикального столбика направо подниматься кверху в направлении налево. Под каждым скрещиванием рабочая нитка пройдет дважды: при движении по диагонали кверху и затем обратно книзу. Все стежки, обвивающие столбики, должны лежать на лицевой стороне в одном направлении - слева направо. Когда сетка закончена, край квадрата с подрезанными нитями обметывают петельным или гладьевым швом. Затем сетка заполняется различными строчевыми разделками.
Одинарная штопка (рис. 24) выполняется так. Рабочая нитка натягивается поверх сетки (см. цифры 1-2). Покрыв две-три клеточки сетки, нитка зацепляется за очередной столбик и на обратном пути обвивается в каждой клеточке и возвращается к цифре 1, а затем переходит к соседним клеточкам, попутно обвиваясь вокруг столбиков (стежки 3-4) и т.д.
Рис. 24. Одинарная штопка.
Двойная штопка выполняется так же, как одинарная, с той лишь разницей, что в каждой клеточке натягивается но на одной нитке, а по две - вдоль и поперек.
Настилом клетки заполняются в одном направлении - горизонтальном или вертикальном, в зависимости от рисунка. Рабочая нитка натягивается по прямой линии через клеточки сетки поочередно, то покрывая столбики сетки, то проходя под ними. Возвращаясь обратно, она покрывает сверху те столбики, которые оставались незакрытыми, и проходит под теми, которые узко были прикрыты. В каждой клеточке настилается по нескольку ниток, в зависимости от желаемой плотности. Выполнение настила видно на рисунке 19.
На рисунке 18 видно выполнение воздушной петли - мережки "полотнянка".
Рис. 25. "Стлань". Цветная перевить.
Цветная перевить (рис. 25) выполняется цветной ниткой по выдернутой сетке по диагонали или прямо, в зависимости от рисунка. При переходе от одного столбика к другому рабочей ниткой делают на углах клеточек стежок по диагонали с лица, прикрывая им просвет ткани. Гладьевой валик по краю сетки шьется одновременно с перевитью. Орнаментальные мотивы в цветной перевити вышиваются двойной или одинарной штопкой по неперевитой сетке (стланью).
Чтобы стлань ложилась плотнее, ее делают толстыми нитками светлых тонов - белой, желтой. Вначале делают стлань, затем оставшийся вокруг орнамента фон зашивают цветной перевитью нитками мулине, шелком, шерстью различных тонов (см. цветной рисунок I).
I. Рисунок для полотенца. Вышивается цветной перевитью, росписью и крестом.
Для выполнения мережки (рис. 26) выдергивают из ткани несколько нитей. Цветной ниткой столбики стягивают швом в виде крестика по следующей схеме: из точки 1 иглу с ниткой вкалывают через точку 2 вниз за 4 нити от края мережки в точку 3. Косым стежком 3-4 набирают на иглу 4 нити мережки и делают второй косой стежок 5-6, а с изнанки вкалывают иглу за 2 нити ткани от края мережки, после чего делают стежок через край мережки, вкалывая иглу с изнанки снова в точку 6 и т.д. Таким же швом обшивают вторую сторону мережки. Получается ажурная мережка, окаймленная с двух сторон цветной полосочкой. Эта мережка применяется в сочетании с цветной перевитью, крестом, полукрестом.
Рис. 26. Декоративная мережка с цветной ниткой.
Горьковские гипюры выполняются по крупной, редко перевитой сетке (при сетке в 10 миллиметров 8 миллиметров подрезают, а 2 миллиметра оставляют). Гипюры вышивают на полотне нитками мулине и катушкой №40 или 50. Очень часто рисунок заканчивается фестонами. Сначала выдергивают сетку по прямой нитке, затем толстой ниткой намечают форму фестонов, по сетке проходят швом "вперед иголку", после чего начинают обвивать сетку до проложенной нитки. Когда вся сетка обвита, делают обметку края и фестонов петельным швом (рис. 27). Фон гипюра зашивают тонкой катушечной ниткой по диагонали особым швом "тень" (рис. 28). На фоне помещают ромбической формы "цветки": "паучок" с воздушными петлями (рис. 29), "сновочный уголок" (рис. 30), плотная звездочка (рис. 31), а также крупные, идущие через несколько клеток стежки (рис. 32). "Цветки" выполняют нитками мулине. Вокруг "цветка" клеточки остаются свободными, благодаря чему "цветки" не сливаются с фоном.
Рис. 27. Обметка сетки и фестонов.
Рис. 28. Выполнение фона "тень".
Рис. 29. Выполнение "паучка" с воздушными петлями.
Рис. 30. Выполнение плотного уголка швом в петлю.
Рис. 31. Выполнение плотной звездочки.
Рис. 32. Выполнение штопки с обводкой.
Горьковскими гипюрами вышивают скатерти, портьеры, занавеси, накидки, подзоры (см. рис. 63).
Рис. 63. Рисунок для дорожки. Вышивается горьковским гипюром
Эта вышивка более позднего времени. Переведенный на ткань контур рисунка обшивают швом "вперед иголку" один или два раза 1 (рис. 33). Одновременно делают скрепляющие части узора - перемычки (бриды). Затем весь узор и края обметывают петельным швом. Край петельного шва должен быть направлен в сторону среза. Материал между линиями узора и края вырезают по окончании всей вышивки.
Рис. 33. Ришелье.
Бриды можно делать тремя способами: просто обвивая их, петельным швом, настилом.
Вышивать крестом можно по специальной ткани (канве). Канву нашивают на материал и, считая квадратики, вышивают рисунок. Когда вышивка закончена, нити канвы осторожно выдергивают.
Можно вышивать также по ткани с крупной ровной нитью, составляющей правильные квадраты, например по полотну.
Крест (рис. 34) выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении креста на изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении - по вертикали или по горизонтали.
Соблюдение этих правил достигается следующими приемами.
Когда крест идет по одной ровной линии, горизонтально, то все стежки выполняются сначала в одну сторону, а затем они перекрываются стежками в противоположную сторону (рис. 34, а).
Когда крест шьется по вертикали, то, сделав один стежок снизу вверх, надо на изнанке перейти прямо вверх, и, проколов иглу на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, перейти к образованию третьего креста и т.д. (рис. 34, б).
Сложнее всего работа по диагонали, так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне ткани лежали в одном направлении, а на изнанке шли прямыми полосами (рис. 34, в).
Рис. 34. Крест.
Крест можно вышивать и по точкам. Для этого на миллиметровке рисуется нужный узор. Он накладывается на кальку. Кальку и миллиметровку скалывают вместе. Тонкой иглой делают проколы на концах крестиков по всему рисунку. Далее поступают так же, как при переводе рисунка на ткань "припорохом".
Небольшие точки, отпечатавшиеся на ткани, указывают на моста выполнения крестиков (рис. 35).
Рис. 35. Перевод рисунка дли креста "припорохом".
Двойной крест (рис. 36) состоит из четырех перекрещивающихся стежков - двух по диагонали и двух по основе и утку. Делают каждый крестик полностью. Сначала обыкновенный крестик, затем после второго стежка иглу вкалывают на середину между двух верхних проколов, делают долевой стежок сверху вниз, а также поперечный слева направо.
Рис. 36. Двойной крест.
Последовательный ход выполнения двойного креста показан цифрами.
"Полукрест", или "роспись" (рис. 37), представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется он в два хода.
Рис. 37. "Полукрест", или "роспись".
Первый ход: слева направо прокладывают диагональные лицевые стежки по счету ниток. На изнанке получаются такие же по величине стежки, но наклоненные в другую сторону.
Второй ход: работая в обратном направлении, заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов первого ряда стежков.
Полукрест широко распространен в вышивках различных народностей СССР.
Косая стежка (рис. 38) - наиболее распространенный шов марийской, мордовской и чувашской народной вышивки. Она вышивается шелком, шерстью, мулине, золотой мишурой (см. цветной рисунок VI). Основной цвет вышивки красный (терракот) и небольшое количество темно-синего, зеленого и золотисто-желтого цвета. Косая стежка выполняется по счету нитей ткани стежками, идущими в косом направлении. Сначала контур рисунка обшивается росписью (или полукрестом) (а), а затем рисунок заполняется косой стежкой (б). Делается это так: закрепив нитку, делают прокол с изнанки на лицевую сторону. Чтобы сделать первый косой стежок, отсчитывают четыре нити вправо и две вверх, делают на изнанке горизонтальный стежок справа налево. Величина стежка равна половине косого стежка (в). Второй косой стожок делается на две нити ткани выше первого (б), третий - на две нити ткани выше второго и т.д. Движение стежков идет все время вверх направо. Получается по одному стежку в каждом ряду. Чтобы вышить по второму стежку, последний стежок на изнанке делают движением слева направо, а косой стежок направляют вниз справа налево, делая проколы в места проколов предыдущего ряда стежков. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные линии, напоминающие шов машинной строчки, а на лицевой стороне образуется плотно зашитая поверхность с направлением стежков в одну сторону. В зависимости от рисунка направление стежков можно изменить, делая крестообразный поворот (г).
VI. Рисунок для диванной подушки. Вышивается на суровом полотне нитками мулине или шерстью счетной гладью, косой стежкой, мордовской звездочкой и росписью.
Рис. 59. План диванной подушки к цветному рисунку VI.
Рис. 38. Косая стежка.
Заделка края в марийской вышивке. Иногда в национальной марийской вышивке (см. цветной рисунок V) край изделия заканчивается цветной вышитой полосой. После нескольких рядов, зашитых косой стежкой, край выполняется особым швом. Из точки 1 (рис. 39) делают стежок с наклоном вправо вниз в точку 2 и выводят иглу через 2-3 нити в точку 3. Отсюда делают стежок с наклоном влево в точку 4. На изнанке прокладывают диагональный стежок вправо и на расстоянии двух-трех нитей от точки 1 вкалывают иглу в точку 5. Последующие стежки выполняют так же. Шов рекомендуется делать плотный. В нижней части шва образуется жгутик в виде веревочки. По этому жгутику сгибается ткань и подшивается с изнанки.
V. Рисунок для салфетки. Вышивается косой стежкой и росписью. Край салфетки заделывается особым краевым швом (см. рис. 39).
Рис. 58. План салфетки к цветному рисунку V.
Рис. 39. Заделка края в марийской вышивке.
Набор выполняется по счету нитей ткани. Эта вышивка покрывает ткань рядами, состоящими из стежков "вперед иголку" (см. цветной рисунок VII). Движение рабочей нитки идет в одном направлении с одного конца работы до другого и обратно.
VII. Рисунок для салфетки. Вышивается набором, мережкой, нанкой и росписью. Салфетка заканчивается светлой бахромой из пришитого материала. В местах, где рисунок, бахрома делается из ниток мулине в тон вышивки.
Рис. 60. План салфетки к цветному рисунку VII.
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ