Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ШАНДОРОВА Э. "ШЕЙТЕ САМИ", Братислава, 1988
Одежда в готическом стиле
В XII в. наряду с развитием духовной культуры возникает культура простолюдина, что помогает моде отойти от понятий официальной нормы - от плоскогрудой женской фигуры, от силуэтов, затянутых в корсажи. Зачинателями новой, позже широко распространенной и весьма популярной моды, известной в Европе после упадка античного стиля в одежде, называют рыцарей. Достаточно весомое влияние на средневековую культуру и одежду оказала экипировка крестоносцев. В тот период женщина постепенно приобретает в обществе небывалый ранее общественный авторитет. Изменения структуры общества и общественных взглядов способствовали созданию нового эстетического идеала мужчины и женщины. В первую очередь решающее значение приобретает форма человеческого тела, что после античной эпохи отодвинулось на второй план. Доминируют прямые линии в покрое одежды, прилегающие платья, характерная, типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S. Голова (как, впрочем, грудь и область живота) наклонена немного вперед. Прямые, удлиненные линии наблюдаются в этот период в архитектуре, живописи, скульптуре. Видимо, таким образом было зафиксировано стремление к совершенству, "на небеса", отрешение от земных забот и поиск духовного начала и будущей неземной жизни. Изменение кроя одежды проявилось прежде всего на такой детали, как рукав (манера и способ его соединения с остальными элементами платья). Рукав прилегал к пройме, а пройма кроилась строго по форме плеча, облегая плечевой сустав. К запястью рукав расширялся, переходя в длинные углы на локтях и спадая округленными, веерообразными линиями почти до самой земли. Высокий конусообразный головной убор с длинной вуалью или накидкой из другой какой-либо материи (эта деталь головного убора называлась геннин) и остроносые узкие башмаки прямой готической линии завершали наряд. В период поздней готики остаются еще вертикальные линии покроя одежды, новая же мода отметала все, что оставалось от облегающего стиля, прямых линий в одежде. Для данного периода характерна богатая декорация в наряде, яркость расцветки тканей и отделочного материала. Каждый носил то, что хотел. Тот период можно сравнить с нашим временем, когда допускается в одежде, в стиле множество различных направлений. Человек одевается в такую одежду, которая ему к лицу, в которой он не чувствует себя скованно. В период царствования Вацлава IV чешская мода в зените расцвета, стиль поздней готики достиг кульминационной точки; позже наблюдается постепенный спад интереса к этому стилю.
В период Ренессанса упрочился феодальный общественный строй, наступает экономический взлет нового класса - буржуазии, зарождается капитализм. Человеческий разум обращен на земные дела, на мир, полный социальных, политических и экономических разногласий и трудностей. Быстро наступают изменения и в моде.
Дух гуманизма проник не только в литературу, искусство, науку, философию, но и в способ существования. Мода Ренессанса зародилась прежде всего в Италии, точнее, во Флоренции, которая была центром культурной и общественной жизни. Она славилась суконными мануфактурами. Поэтому именно здесь и возникает новая мода. За образец был принят античный стиль. Характерная особенность новой моды - ритмичное членение платья, одежды, ненавязчивое подчеркивание основных частей человеческого тела. Возникает новый идеал красоты: отвергается все, что не отвечало гармоничному восприятию соразмерности и скромности. Идеальным телосложением считалась высокая фигура с широкими плечами, тонкой талией, длинные пальцы, цвет кожи белый и розовый, белые зубы, яркие, красные губы, благородство и величественность движений, высокомерно величественная осанка. В моде господствовало равновесие пропорций, как, впрочем, и в архитектуре.
В этот период впервые в платье отделяют лиф от юбки. Для женского платья, сшитого из дорогого Дамаска и бархата, характерен более свободный покрой; в одежде присутствуют равномерные складки, подчеркнута линия пояса, талия. На смену прилегающему рукаву простого покроя, без отделки, появляется новое его оформление. Мода Ренессанса внесла элементы роскоши, богатую отделку, причем не только в качество тканей (на одежду, платья использовались дорогостоящие материалы), но и в покрой и оформление рукавов. Узкие рукава в XV в. периода Ренессанса расширяются: они разрезаются сначала на локте, потом и в пройме, причем в некоторых местах видна часть нижнего белья. Теперь нижнее белье служит декоративной деталью, своего рода отделкой для платья в целом. После того как головной убор геннин, как, впрочем, все, что напоминало готический стиль в одежде - вертикальную линию покроя, - ушел в прошлое, особое внимание уделялось убранству волос. Женщины чаще не носили головных уборов, а по образцу античных времен украшали волосы цветами. Светлые волосы - естественного цвета или подкрашенные - считались идеалом для любой женщины.
Элементы ренессансной моды, силуэт одежды, идеал женской красоты того периода бытуют и сегодня. Стиль Ренессанса представлен во всех образцах вечерних туалетов, даже в стиле романтического периода и народном (фольклорном) стиле. Видимо, мода Ренессанса была проста и одновременно красива.
Барочный стиль одежды
После испанской моды, для которой характерны заглаженные складки и строгий покрой, наступает период барочной моды, зародившейся во дворце французского короля Людовика XIV. Во второй половине XVII в. законодателем моды считается французский двор. С тех пор Париж уже навсегда оставляет за собой бразды правления в этой области. По-новому трактуется идеал женской красоты: образец для подражания - женщина дородная, полногрудая, прекрасно представленная на картинах Рубенса; она облачена в яркие ткани новой фактуры - в брокат, шелк, кружева, пришедшие на смену бархату. В моде господствует фантазия, эксцентризм, роскошь, декоративность, украшения. Мода барокко допускает и подделки, эффект, рассчитанный на неискушенного ценителя красоты. Впервые в моду входят парики. Широкие юбки насажены на обруч, лиф с глубоким вырезом, корсет стягивает талию. Прически чрезвычайно сложны: чтобы придать волосам определенную форму, закрепить волосы, используют тонкие проволочные нити, спицы; в волосы вплетают ленты. Такое чрезмерное украшательство присутствует также в архитектуре и искусстве. Искусственное украшательство и роскошь в одежде для современной женщины практически не приемлемы. Дабы восполнить этот пробел, многие женщины приобретают старинную мебель той эпохи. У одних подобные действия можно объяснить как приобщение к красоте, у других - проявление снобизма.
Одежда стиля рококо
Стили барокко и Ренессанса способствовали тому, чтобы человек выглядел величественно, благородно, помпезно, торжественно. Стиль рококо позволял показать красоту человеческого тела, подчеркнуть "интимное" восприятие костюма. Одежда в стиле рококо декоративна и орнаментальна. Ассиметричность победила симметрию. О барочной моде до сих пор напоминают фигурки из севрского фарфора. Пышность и вычурность проявляется не только в моде, но и в архитектуре того периода. Кринолиновые юбки в стиле рококо достигают таких размеров в ширину, что в них затруднительно передвигаться, ходить. В моде высокие прически; на лицо накладывается косметика, грим, пудра, модны "мушки". На лифе обычно открывается глубокий треугольный вырез до самой талии, иногда и ниже талии. В период рококо зарождается профессия модельеров, которых до сих пор называли просто - портными. В период позднего рококо уже нет такого четкого разделения общества на сословия. Распад феодального общества заметен и в искусстве, в морали, в одежде. Наиболее популярные ткани в период рококо атлас и шелк. Во Франции начинают производить модные отделочные материалы, матерчатые цветы. Стиль рококо - типичная мода аристократов, ее влияние распространилось далеко по всей Европе. Успеху этой моды и пропаганде ее среди европейских стран помогли первые журналы мод. Именно в них публиковалась информация о моде и иллюстрированный материал.
Одежда в стиле ампир
Для стиля ампир в одежде типичен укороченный лиф, заканчивающийся высоко над поясом. Основоположницей данного стиля считают английскую герцогиню из Йорка, носившую особую одежду - она ждала ребенка. Короткий лиф должен был скрыть истинные линии фигуры беременной женщины.
В период царствования Наполеона I мода снова обратила свой лик к античному стилю. Это новое веяние проявилось не только в архитектуре, изобразительном искусстве, скульптуре, но и в манере одеваться, в стиле одежды. Женщинам теперь необязательно облекаться в пышные, роскошные платья; туалеты эпохи ампир скопированы с образцов греческой и римской моды. Теперь женщины сложили в сундуки нижние юбки, корсеты, одели легкие, свободно ниспадающие "хемисы" (от французского chemise - рубашка). Некоторые красавицы решились носить платья с вырезом по боковому шву (от пояса), вернее, не стачиваемые по боковому шву; такой фасон обнажал ноги - их украшали цепочки, браслеты.
Короткий лиф, типичная деталь модного силуэта стиля ампир, заканчивался у груди: в качестве отделки лифа обычно использовали ленту, которая завязывалась на бант сзади. Рукава, короткие, присборенные "фонариком" - они и по сей день в моде, - дополнены длинными перчатками. Шлейфы средней длины, длина платьев - до щиколотки. Позже входят в моду фасоны платьев с удлиненной талией, преимущество белого цвета ткани, типичного цвета античного стиля. Античный стиль в моде не обошел и прически. Волосы, расчесанные на прямой пробор, заплетают в косы, часто на волосы надевают тонкую сетку. Интересно, что такую прическу нередко увидеть и у современных модниц; подобная форма укладки волос особенно модна была в период второй мировой войны. Правда, молодые девушки сейчас не часто прибегают к этой прическе.
Мода ампир, поскольку ее исходным началом считается античный стиль, занимает соответствующее место в истории культуры одежды и весьма распространена в наше время. Ее элементы, детали особенно заметны на вечерних туалетах, а фасоны платьев с укороченным лифом рекомендуют сейчас не только беременным; наряды такого покроя есть в коллекциях одежды народного стиля романтического направления.
Одежда в стиле Бидермейера
Хотя в прошлом веке и уделялось большое внимание стилю, однако именно в тот период наблюдается "распад стилей". Отсутствие единого направления в моде, индустриализация, быстрыми темпами завоевывающая себе ведущее место в общественной формации, оказывает наступление и на моду. Во-первых, мода становится достоянием широких слоев населения, особенно молодой буржуазии. В женской моде меняется силуэт покроя платьев. Лиф притален, юбки несколько укорочены, линия талии занижена (лишь в 1820 г. она вновь занимает овое исконное место). Наряду с Парижем, мужскую моду начинает диктовать и Лондон. Распространены теперь снова корсеты: они подчеркивают талию. Эстетика победила: принцип гигиеничности одежды отметается. В женском гардеробе объявляется новая, весьма важная деталь туалета - пальто-пелерина, накидка без рукавов, без которых сегодня нашу экипировку трудно представить. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, расширили рукава; им присвоили характерные названия с учетом их формы: "ветчинообразные" - в форме окорока, "пагодообразные", "бараний окорок" и др. Сложные прически напоминают замысловатые архитектурные сооружения. Входят в моду нижние юбки, шляпы (а не чепчики), волосы и головной убор украшаются различными дополнениями и цветами. В литературе о моде этот период называют эпохой романтизма. Наиболее характерен стиль романтизма в одежде художников и писателей, которые стремились отличиться от обывателя. Одежда данного периода напоминает национальные костюмы свободного покроя - крои. Но романтический дух проявляется в данный период только во внешнем убранстве; в общественно-экономической жизни преобладает капиталистическое предпринимательство. Романтическое устремление - желание не быть подобием образцов светской, господствующей моды - весьма характерное явление современности, особенно среди широких кругов молодого поколения.
Изобретение швейной машины означает и зарождение новых форм изготовления готовых изделий. Из Парижа именно в тот период доходит новая мода, воспевающая пышность убранства, роскошь, красоту. Внешне данный стиль напоминает рококо (что. кстати, отразилось и в самом названии периода). Уже в третий раз в истории моды появляется кринолин. Он символизирует вычурные конструкции мостов и зданий в архитектуре; подобные конструкции используют при моделировании одежды, однако не надолго. Подобного рода интерьерная мода одежда из тафты, репса, броката, крепа, муслина, с широкой, внизу на обруче юбкой и глубоким вырезом на груди была пригодна в лучшем случае для бальных туалетов. Кринолин тех лет отличался от тканей периода рококо: его изготовляли промышленным способом. Именно эта особенность считалась характерной чертой наступившего столетия - нового мира, околдованного техникой, мира, где постоянно проступали все отчетливее и обнаженно классовые противоречия, возрастающие не по дням, а по часам. Лебединая песнь кринолина - международная выставка в Париже в 1867 г. В эпоху промышленной революции не остается места для финтифлюшек.
Мода того периода заложила фундамент современного стиля в женской одежде: начинается новый этап истории моды. В женский гардероб проникают атрибуты мужского туалета, дамы стараются быть похожими на мужчин хотя бы внешне. Так выступает на сцену дамский костюм и плащ от дождя. Оба эти элемента женской одежды родом из Англии: там в моде господствовала простота, доминировали прямые, строгие линии. Новые тенденции заметны и в Париже. Вместо кринолиновых широких юбок входит в моду узкая юбка характерного силуэта: особо подчеркивается нижняя часть женского тела, в частности, область таза. Такой покрой называют турнюр (tournur). Платье длинное, ниспадает до пола, отделано воланами и лентами. В 90-ых годах наблюдается перелом в моде. Заметна тенденция упростить одежду, приспособить ее к новым условиям и задачам, выдвинутым жизнью. Стиль юбок турнюр исчезает. В конце XIX века стали заметны глубокие политические и хозяйственные перемены в обществе, изменения коснулись и дамской моды. Выступают едино два стиля одежды, казалось бы, взаимно исключающие друг друга. - спортивный и салонный; налицо назначение функциональное и декоративное. Можно встретить женщину, затянутую в корсет, и женщину на велосипеде в одежде, позволяющей ей свободно двигаться. И только в последние годы XIX века устанавливается единый стиль, когда новая мода, искусство и архитектура вновь обрели общую форму как в конструктивном построении, так и в отдельных элементах.
И хотя сразу никто не заметил зримых изменений в моде, все же эти перемены имеются: явная тенденция к упрощению одежды, возврат к естественному силуэту, стремление к одежде, соответствующей нормам санитарии и гигиены, создание практичной одежды для ношения вне дома, на прогулке, в природе. Короче говоря, побеждает функциональное назначение одежды и ее целесообразность с учетом норм санитарии и гигиены. Отмечается резкий скачок в манере одеваться, создаются предпосылки для создания современного, модного стиля.
Первым, по-настоящему прогрессивным шагом в целях упрощения и внедрения функциональности в одежде было такое нововведение, как укороченные юбки. Эта новинка прибыла из Америки, обрела приют в Англии и перебралась в Париж. Бурный рост городов в Америке предполагал расширение коммуникабельности людей. Длинные платья мешали удобно передвигаться, быстро загрязнялись. И американская промышленность начала массовое производство готовых изделий - более коротких платьев, на которые требовалось и меньше материала. Изготовители тканей воспротивились против такого новшества, но их усилия пропали даром: короткая юбка победила.
Русский балет, новый, свежий, революционный по манере исполнения, подобно остальным явлениям мира искусства, помогал становлению нового вкуса среди широких слоев населения. Выходит из печати первый иллюстрированный журнал для женщин (Femina), основанный большим художников, знаменитым портным и неплохим коммерсантом Полем Пуаре. Именно этому человеку принадлежит заслуга в изменении силуэта моды. И хотя его имя в истории моды занимает особое место, слава его не была долговечной. Звезда этого портного ярко вспыхнула в 1910 г., а в 1914 г. его имя становится мало известным, хотя Пуаре умер в 1943 г. Вся жизнь этого человека, карьера заставляют удивляться простого обывателя. Так, на свою первую плату, которую он получил, работая учеником в фирме Дусе, Пуаре приобрел красивые пуговицы на рубашку, изготовленные известной и дорогой фирмой. Салон мод на улице Ауберта открыл Пуаре на деньги, которые занял у матери. Но вот он становится известным. Пуаре пропагандирует удобные элегантные вещи, выступает против тесного корсета, непозволяющего женщине даже свободно дышать. Модели одежды, созданные этим художником, позволяли свободно передвигаться, без труда совершать различные движения, поскольку юбки достигали в длину до щиколоток, пояс же поднялся значительно выше талии. Рукава, до сего времени в пройме широкие, а в запястье узкие, стали равномерно зауженные. В моде стали муфты больших размеров и кожаные штолы. Пуаре предложил носить нижнее белье, а вместо фланелевой или муслиновой нижней юбки одевать юбку из тонкой и мягкой ткани - из хлопка или шелка. Зонты от дождя или солнца, зачастую из кружева, становятся обязательным модным приложением.
Пуаре при создании своих коллекций использовал мотивы фасонов и краски одежды тканей Востока и костюмов русского балета. Его кимоно из экзотических тканей отличалось пестрой расцветкой и по тем временам казалось слишком смелым. Модельер сотрудничал с театром, черпая идеи для своих костюмов из балетов "Шехерезада" Н. Римского-Корсакова и "Жар-птица" И. Стравинского. Плодотворным оказалась его работа и с художником Ролем Дуфо, который по-новому компоновал в одежде ткань. Пуаре внес многое в моду. Среди новшеств можно назвать "плащ Конфуциа", длинную облегающую тунику, одежду типа "амазонка" и брюки (cullottes), которые сначала вызвали огромный протест и скандал. Пуаре предложил широкие пояса по образцу японских. Он был первым художником-модельером. пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц.
Первая мировая война и исторические перемены, происшедшие после ее окончания. оказали влияние и на моду. Процесс эмансипации женщин, начавшийся во второй половине прошлого столетия, стал интенсивно развиваться. Женщины борются за избирательные права и побеждают. Женщины выступают за равноправие с мужчинами, проникают в спортивные клубы, учатся кататься на коньках, скакать на лошади, управлять автомобилем, добиваются права появляться в общественных местах, кафе без сопровождения мужчины.
Технические изобретения (телефон, электрическое освещение, самолеты, кино) существенно изменили жизнь общества. Женский идеал моды - тип женщины "ля гарсон": длинные ноги, плоская грудь, широкие плечи, узкие бедра, короткая стрижка, известная как "бэбикопф". Пояс опускается на бедра, платья украшаются кистями. Эталоном моды считаются кинозвезды, в частности, одна из них - Грета Гарбо.
Следующий значимый этап в женской моде - ношение пояса для подвязок и бюстгальтера. Современная медицина, соблюдение основ рационального питания и занятия спортом начинают помогать людям сохранять молодость и фигуру. Даже в журналах 30-х годов существовали специальные рубрики "для пожилых"; сорокалетние женщины, ровесницы XX века, не отстают от молодых, одеваясь так же, как их младшие сестры.
В связи с революционными переменами в дамской моде нельзя обойти молчанием личность, которая оказала влияние на направление моды в течение многих десятилетий и известна в истории костюма как основательница классической моды. Ее имя Коко Шанель. Она сама, женщина-работница, смогла предложить в одежде то, что будет носить современная женщина, занятая на производстве, женщина, которая материально не зависит от мужа. Безошибочно, интуитивно она предложила одежду женщинам, которые во время войны заняли места мужчин на заводах, в учреждениях, - синюю матросскую юбку и мужской пуловер. Предложенный ею простой костюм пепельного цвета, отделанных сутажем и дополненных черным или бежевым свитером или пуловером с белым воротником и белыми манжетами, не вышел из мода и по сей день. Достоинство данного костюма - его могут носить женщины любого возраста и с любой фигурой. Тут стоит вспомнить еще одну заслугу Коко: она заставила женщин носить бижутерию на каждом костюме.
Следующая новинка в женской моде - это ношение брюк. Сначала брюки считались элементом рабочей одежды, но постепенно они входят в повседневную жизнь и становятся неотъемлемой частью женского туалета. Быстро развивающееся промышленное изготовление готовых изделий сделало доступным новую моду и для низших слоев общества; одежда теперь не привилегия какого-то определенного общественного класса.
В период второй мировой войны интерес к моде отходит на второй план. Но потом оживает вновь ее центр - Париж, в котором появляется много выдающихся модельеров. В период упадка моды в 1947 г. возникает фигура Х.Диора; именно он предложил новую модную линию в одежде, т.н. "нью лук". Новый силуэт предлагает узкие плечи, тонкую талию, что привлекает внимание к бюсту, и удлиненную, книзу расширенную расклешенную юбку. Данный стиль предполагал значительного большего расхода материи, словно компенсируя упадок моды и невнимание к ней в трудные военные годы. Но распространение этой моды считается определенным шагом назад. Однако довольно быстро сменяются силуэты моды: место силуэта Н-образной формы займут силуэт типа А, формы геометрических линий, футуристическая мода, связанная с полетом человека в космос (создатель этой моды Куреж). Мэри Квант в начале 60-х годов шокирует мир мини-юбками, которые имели колоссальный успех. Затем наступает век макси- и миди-юбок.
Мода - это поистине калейдоскоп, остановить который невозможно: он постоянно предлагает нечто новое. Модельеры используют образцы старинной одежды и костюмы современные, создавая свои собственные образцы или приспособив народные костюмы, орнаменты, силуэты требованиям сегодняшнего дня. Самое важное в современной моде - соответствовать нуждам и запросам эмансипированной женщины, которая знает, что хочет, что ей к лицу; она-то не позволит терроризировать себя модным закройщикам. Однако мода должна экспериментировать. Порой предлагаются такие образцы-модели, которые большинство женщин отвергает; именно эти костюмы очень быстро выходят из моды, впрочем, подобно тому, как они и создаются.
С ростом свободного времени в результате сокращения рабочей недели и внедрения технического прогресса, в связи с развитием спорта одежда дифференцируется в зависимости от ее функционального назначения. Сегодня все больше входит в быт одежда повседневная, рабочая, спортивная, домашняя, для отдыха, для торжественных случаев. Для современной моды характерно множество разных направлений, которые, однако, благополучно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Напомним наиболее известные модные стили: элегантно-спортивный, романтический, народный стиль: русский, морской, студенческий, сафари, джинсовый, силуэты-рубахи и т.д. Какой же из этих или иных направлений моды войдет в анналы истории моды XX века, покажет будущее.
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ