Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana

ШАНДОРОВА Э. "ШЕЙТЕ САМИ", Братислава, 1988

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ

МОНОЛОГ ИГЛЫ

Разрешите представиться. Я игла. Приспособление для прокалывания материала и проведения нитей через ткани, трикотаж и кожаный материал. Так когда-то звучало научное определение сущности моего назначения. Разве вы об этом не знали? Я, короче говоря, тонкий отшлифованный стальной прутик. Я очень тонкая, изящная - ведь недаром же игла представитель женского рода. Но я должна быть твердой: меня поэтому закаливают, никелируют. В старинных научных словарях вы прочтете, что первые иглы - отшлифованные, отполированные кости - были известны уже в ранний период каменного века, о чем свидетельствуют находки в пещере Мадлен на юге Франции. Исторические документы повествуют, что первый цех по изготовлению иголок возник в 1370 г. в Нюрнберге в Баварии, а спустя несколько столетий ведущую роль в производстве иголок занимает Англия. Так что я, игла, могу гордиться своим древним славным происхождением.

Я обосновалась в доме людей уже много тысячелетий, считаю себя огромным изобретением человека. Как пряжка в форме иглы на одежде из шкуры зверя я смогла в ту пору проделать один-единственный стежок. Но и за это мне люди были бесконечно благодарны. У меня еще долго отсутствовало ушко, да и острие на конце. В те времена самая искусная портниха успевала сделать не более 25 стежков в минуту. В 1755 г. за меня, иглу, получил патент Чарльз Ф. Вейзенбалл. В тот период своего существования я часто скрываюсь в шелке, атласе, муслине и крепдешине. Мне приходилось прикрепить к тканям и брильянты, и сапфиры, и рубины, которыми украшаю одежду богатые красавицы во всем мире.

Я познала и нужду бедняков. Помогала им латать вещи, пришивая одну заплату на другой, чтобы дать возможность кое-как согреть тело в холодное время. Какое же отчаяние охватываю меня, когда я тряслась от холода и страдала от голода. Но тут я была беспомощна.

Я шила закрытые, без украшений платья когда господствовала испанская мода в XVI веке. Строгая, из простой ткани темного цвета одежда, весьма неудобная, отражала настроения того смутного времени. Высокий стоячий испанский воротник (его метко назвали жернова мельницы), сковывал движения и радостный смех. Панцырь из одежды не позволял свободно, естественно передвигаться, спокойно, без напряжения держать свое тело. Я шила с печалью вспоминая ушедшие времена свободных греческих тог. Я верила, что наступит возрождение.

А потом на сцену вступили помпезность и великолепие одежды двора короля Солнца - Людовика XIV. Легкость, свобода линий, изящество подчеркивали богатство одежды. А спустя несколько лет в историю одежды запишут изречение мадам Розы Бертин, "министра моды" французской королевы Марии Антуанетты: "Мода - единственная непобежденная владычица: она сменяется раньше, чем состарится и надоест." Чем же эта портниха снискала благосклонность королевы? Она умела понимать ее. Когда мадам Бертин впервые вступила в покои молоденькой, пятнадцатилетней Марии Антуанетты, она мечтала увидеть королеву счастливой. И именно мадам Бертин превратила французский двор Людовика XVI в театр, где постоянно менялись декорации. А я, маленькая игла, пережила дни великого признания. И потом я шила королеве последний вечерний новогодний туалет из модного атласа и платье, которое впитало ее кровь под гильотиной.

Моя жизнь похожа на жизнь человека. Встречаются в ней дни солнечные и веселые, сменяют их печаль и слезы. Я находилась рядом с людьми, разделяла с ними радость и горе. Правда не предполагала я, что мой внешний вид изменится. Когда бедный парижский портной Бартоломей Тимонье впервые укрепил меня на приспособление, которое можно назвать предшественником швейной машины, даже он, бедняга, не предполагал, что последует за его изобретением. Позже Тимонье улучшил свой станок и продал его в Англию и Америку. Но не разбогател он, умер в бедности в парижском предместье. Далее появился Элиас Гоу со своей первой швейной ручной машиной, которую начали выпускать специальные фабрики. Изобретенная им машина делала 300 стежков в минуту (сравните - первые стежки удавались не легко: 20 за минуту). Моя производительность труда пугала людей во всем мире.

Напомню об одном любопытном событии в период царствования Наполеона III во Франции. Его прекрасная Евгения любила одеваться в легкие ткани. Тогда кринолин вновь стал моден, уже в третий раз в истории моды. Юбка, внизу на обруче, словно отражала начальный этап наступления технического прогресса и машин, венчала новый этап цивилизации. Снова бесчисленное количество воланов, опять чрезмерное расходование тканей. Как я трудилась в те времена! Ежедневно придворные балы и дворцовые забавы - только успевай!

Богатство и блистательность одежды на одном конце улицы, бедность - на другом. Бедность присутствовала постоянно. Я помню и восстания силезских ткачей. Сегодня я, уже не опасаясь, могу сказать: оно вспыхнуло благодаря тому, что в текстильной промышленности в Пруссии была допотопная техника и тяжелые условия труда. Я была свидетелем, как рабочие были против внедрения швейных машин в текстильную промышленность. Рабочие считали, что в лице машин они приобретут постоянного конкурента, врага, который покушается на их работу. Не удивляйтесь, ведь в XIX в. швейная машина - удивительное новшество.

Но в Праге все происходило иначе: портной Венделин Моттл (причем, при моей помощи) достиг высокого качества шитья и на международных выставках завоевал не одно первое место. Но Моттл не выдержал конкуренции: его опередил Поль Пуаре, один из известных представителей парижской моды. Свои модели он пропагандировал впервые на живых манекенщицах. Они не отличались стройностью и худобой. Но тогдашние парижанки считались весьма шармантными.

Ну, а потом Коко Шанель. Все французы! Сначала известная Готе Котур, потом готовые изделия одежды. "Мода, что не уживается среди широких слоев населения, - не мода", - смело провозгласила в 1918 г. мадам Коко. Она, прославляя свой успех, внедряла рафинированно-простые костюмы "а ля Шанель", которые носили все женщины без различия массовой принадлежности. Пережила я и этот период. Потом на арене моды появились Диор, Карден, Балмуа и многие другие. Такие имена будет помнить и крохотная деталь - швейная иголка. Да и эти люди меня уважат.

Однажды (и это не впервой) куда-то пропали муслины, крепдешины, шерсть и шелк. Я вгрызаюсь в солдатское сукно. В зеленую и серовато-коричневую военную форму. На поле брани они сражались друг против друга. Я испугалась. Во времена Наполеона я уже кое-что повидала. Известия с арены боевых действий никого не радовали. Потом я приметила: девчата, что шили военное обмундирование, все-таки веселые, верили в победу, хотя война была в самом разгаре. Все шепотом произносили заветное слово: восстание. И я дождалась (кстати, тоже не в первый раз). После окончания второй мировой войны я уже не шила на обыкновенной швейной машине, я шила универсальной машиной. Я вышивала, пришивала пуговицы, обшивала края тканей и цепными стежками обтачивала передние полы мужских костюмов. На фабриках и в пошивочных цехах все стремились работать. Началось соревнование в трудовых коллективах, движение за ударный труд, появились ударницы, которые шили и шили, контролировали производительность труда, процент выполнения плана, качество работы. И я так моталась во время трудовой смены, что часто все тело у меня болело. И вот однажды кто-то из механиков пришел ко мне на помощь - с paционализаторским предложением: сконструировать швейную машину с двумя иглами.

Теперь мне не скучно: мы всегда вдвоем. Мы обе рядом, вместе во время шитья, вместе отдыхаем. И быстро, в том же темпе, мы нашивали тесьму на низ брючины. Причем вдвое быстрее, нежели я справлялась одна. Впрочем, теперь такое правило: дорожи временем.

Часто мы действительно работали в поте лица. А людям подавай все больше изделий, одежды. Мы понимали, старались изо всех сил: ведь после войны в магазинах и на складах товар не залеживался. И через несколько лет одинаковые платья наводнили рынок, но покупатель был недоволен: все будто на одно лицо.

Теперь уже ни у кого не вызывал удивления такой факт: в больших залах-цехах появились новые швейные машины-полуфабрикаты. Они выполняют трудоемкие, требующие от людей напряжения операции, их производительность гораздо эффективнее, чем у обычных машин. Сначала нам, иголкам, было грустно - жаль расставаться с работой, но вскоре мы оказались к месту на одной полуавтоматической линии, выпускаемой в Швейцарии: модифицированные иголки обтачивают небольшие клапаны на карманы у пиджаков. Мы успокоились, продолжаем шить и восхищаемся новыми швейными агрегатами. Конечно, мы мечтаем, быть полезными и в данных системах. Надеемся, что пригодимся.

Людям, например, которые стали другими, чем прежде. Работа и работа, о себе забыли. И строят. Обсуждают задания пятилеток, показатели труда, капиталовложения. Каждую минуту нам преподносят сюрпризы - новые виды тканей, о которых раньше мы и не слышали. Тесил, слотера, смешанные ткани. Мы шьем в эту новую ткань с удовольствием. Работники предприятий довольны результатом своего труда. И с нами, иголками, обращаются по-человечески: заботливо, обтирают грязь, смазывают маслом, регулярно чистят швейные машины. И все чаще произносят слова, относящиеся к тем изделиям, в создании которых мы участвуем, - эстетика и культура одежды. Это значит, что в наше время стремятся обеспечить людей красивой одеждой - платьями, пальто - и в большом количестве. Особенно детей, о них мы думаем постоянно. И хотя я еще полностью все не осознаю, но чувствую, убеждаюсь, что теперешнее общество - социалистическое общество - прежде всего заботится о человеке.

I. НИТИ, СТЕЖКИ, ШВЫ И ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ

НИТКИ И НИТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Тот период времени, когда люди научились обрабатывать текстильные волокна, невозможно установить даже приблизительно. Хотя доподлинно известно, что эти навыки люди приобрели гораздо раньше, чем в Египте научились возводить знаменитые монументальные сооружения. В египетских пирамидах археологи находят древние текстильные изделия: покрывала, в которых завернуты мумии, различные атрибуты роскошных царских одеяний. В те далекие времена изготовление пряжи производилось примитивным способом. Потребовались столетия, прежде чем в этой области произошли кардинальные изменения.

Нитки для шитья в том виде, в котором они существуют в настоящее время, появились лишь в средние века с изобретением ткацкого станка и ленточной машины, что позволило производить более тонкую пряжу. Именно в то время возникло мудрое изречение: шей тем же материалом, из которого выработана ткань. Использование ниток в качестве основного материала для соединения отдельных деталей одежды исторически относится к еще более древним временам, чем период изобретения текстильного волокна, - к эпохе зарождения общественных отношений между людьми, эпохе раннего палеолита. В этот период человек уже научился добывать огонь, что позволило ему вести оседлый образ жизни в местах с холодным климатом. Но огонь согревал человека только при условии, если он находился рядом с очагом. Поэтому уже в раннем палеолите людям стала необходима одежда. Первоначально одеждой ему служили шкуры животных, в которых не было недостатка. Но шкуры надо было каким-то образом соединять. Возникает потребность в соединительных средствах; они-то явились предшественниками наших ниток.

В теплом климате человек в это время уже одевался в грубые ткани типа рогожи, сплетенные из растительных волокон. В данном случае уже можно упомянуть о нитках как о средстве соединения частей "одежды". В основу производства рогожи положен, что известно из исторических источников, навык плетения корзин; этим способом люди владели издревле.

В период неолита человек уже одевался преимущественно в шкуры животных, скрепленные между собой; именно тогда возникли начальные элементы текстильного производства. Первое упоминание о текстильном производстве, по свидетельству археологов, относится к VII тысячелетию до н.э. Еще и теперь сохранились остатки текстильных изделий всевозможных переплетений. Интересно, конечно, проследить историю развития производства нитей. Но это уже материал для отдельной книги. Поэтому вернемся к нашим дням.

Классификация швейных ниток

В соответствии с видом сырья, используемого для производства волокон, известные нитки делятся на две основные категории:

- классические, натуральные, изготовленные из натурального, природного сырья, волокна;

- синтетические, изготовленные из синтетических, а также из различных видов химических волокон.

Место для хранения швейных принадлежностей

В зависимости от сырья эти две предыдущие группы можно классифицировать следующим образом:

Классические (натуральные) швейные нитки бывают:

- хлопчатобумажные,
- льняные.

Синтетические швейные нитки классифицируют в зависимости от структуры волокон на:

- шелковые, изготовленные из непрерывных волокон.
- растяжимые (штапельные), изготовленные из растяжимых волокон.
- оплетенные, изготовленные путем обвивки полиэфирной или полиамидной основы длинномерной или непрерывной нитью.

Классификация хлопчатобумажных швейных ниток

Хлопчатобумажные швейные нитки классифицируются по типу их использования и обработки.

В зависимости от их использования нитки бывают:

- для пошива нижней одежды (тонкие).
- для пошива верхней одежды,
- для пошива шелковых изделий.
- для пошива обуви,
- специальные швейные нитки (для книгопечатания, стекольного производства, изготовления перчаток и т.п.),
- для наметочных и выметочных операций.

В зависимости от основных видов обработки швейные нитки подразделяются следующим образом:

- матовые, опаловые.
- мерсеризованные и немерсеризованные,
- суровые, отбеленные, цветные,
- глянцевые.

Классификация льняных швейных ниток

Льняные швейные нитки подразделяются в зависимости от их назначения следующим образом:

- нитки для шитья вручную,
- нитки для машинного шитья,
- для пошива в фабричных условиях,
- для пошива обуви,
- для шорного ремесла.

Место хранения ниток для вышивания. Хлопчатобумажные нитки для шитья

Схема классификации швейных ниток

Синтетические швейные нитки (шелковые, гладкокрашеные)

Шелковые, гладкокрашеные швейные нитки делятся в зависимости от сырья, из которого они изготовлены, на:

- полиэфирные (полиэстерные),
- полиамидные,
- вискозные.

В зависимости от структуры пряжи полиэфирные (полиэстерные) и полиамидные швейные нитки подразделяются на:

- гладкие, ровные,
- текстрированные.
- каркасные.

Растяжимые швейные нити делят в зависимости от длины волокон на:

- штапельные,
- конвертерные.

Прилагается схема классификации нитей.

Современные требования к швейным ниткам

В настоящее время в связи с высокой степенью автоматизации скорость швейных машин значительно возросла. Расширяется использование швейных автоматов и полуавтоматов с автоматизированной программой подачи тканей и складирования готовых изделий, а также высокой скоростью работы машины (возросшее число стежков в минуту). Автоматизация подготовительных операций позволяет увеличить число стежков в минуту и одновременно повысить процент времени, необходимого непосредственно на пошив изделия. По данным Исследовательского института технологии производства ниток (ЧССР) и по данным зарубежной печати, установлено, что увеличение скорости работы швейной машины и более интенсивное использование ее мощности ведет к возрастанию обрывов швейной нитки даже самого лучшего качества в 5-7,5 раза. Число обрывов нити растет прямо пропорционально росту производительности труда, что влечет невозможность эффективного использования новейших швейных автоматов с целью повышения производительности труда. Поэтому для использования средств производства в полной мере и повышения производительности труда в швейной промышленности следует найти и устранить причину обрыва нити. Обрыв нити при работе на новой высокопроизводительной швейной машине происходит порой вовсе не оттого, что несовершенна конструкция машины, а из-за плохой отладки механизмов. Поэтому к ниткам, к их качеству, предъявляют высокие требования, разрабатываются новые стандарты ниток.

Качество швейных ниток

Цветные нитки для шитья

Швейная нитка хорошего качества должна быть качественной по всем показателям: обладать уравновешенностью крутки, что определяет в значительной степени ее прочность, ее обрывность, прочностью и равномерностью окраски, блеском, ровностью, округлостью. Все это обеспечивает высокие качества, важные в условиях промышленного производства одежды. На скоростных швейных машинах швейная игла под воздействием трения перегревается. Необходимо следить, чтобы нитка под воздействием высоких температур не плавилась и не обрывалась.

Упругость и сминаемость

Слишком большая упругость нити способствует стягиванию шва. Под воздействием натяжения, неизбежного при шитье на любой швейной машине, шов деформируется. Чтобы избежать подобного дефекта шитья, необходимо постоянно придерживать нитку, надавливая на нее; тогда она не будет слишком натягиваться.

Причина деформации шва (шов стянут), что особенно заметно после стирки или чистки. - недостаточная прочность и растяжимость нитки. Высокая степень сминаемости нити способствует появлению морщинистости шва после стирки и утюжки. Важно, чтобы сминаемость нитки при соприкосновении ее с горячей водой не превышала 1-1,5%. При специальной обработке ткани сминаемость нитки должна быть ниже 1%.

Прочность и растяжимость

Прочность швейной нитки не играет решающей роли в самом процессе шитья; нитка выбирается с таким учетом, чтобы обеспечить прочность стежка.

От высокого качества ниток - их прочности - зависит внешний вид изделия, предотвращение деформации одежды при утюжке и пропуске стежков в шве при прокалывании ткани.

Относительно высокая растяжимость волокна (его способность значительно удлиняться при нагрузке - прокалывании ткани иглой - и сокращаться, принимая первоначальную форму при выходе иглы из ткани) отрицательно влияют на швейные процессы. Безусловно, имеются определенные трудности при установлении взаимосвязи и взаимозависимости таких качественных показателей нитки, как растяжимость, упругость, предотвращение деформации шва при утюжке. Однако именно эти качества являются решающими при изготовлении изделий наивысшего сорта.

Качественные показатели и свойства швейных ниток

Решающим фактором для швейных ниток является возможность их применения в швейном производстве, их качества и свойства в процессе шитья. Скорость работы швейных машин постоянно возрастает. Машины со скоростью 5000 стежков в минуту уже не редкость. При простых операциях скорость работы швейной машины достигает 10000 стежков в минуту. При такой огромной скорости работы машины нить, движущаяся чрезвычайно быстро, должна преодолевать определенное сопротивление, возникающее во время ее прохождения по направляющему пазу и при прокалывании материала иглой; это приводит к повреждению волокон. Поэтому необходимо повысить качество швейной нитки: добиться снижения коэффициента трения и, следовательно, предупреждения перегрева швейной нитки и материала. Для обеспечения высокого качества различных швейных ниток необходимо усовершенствовать технологию их изготовления. Целесообразно производить нитки, обладающие достаточной растяжимостью, упругостью и уравновешенностью крутки, нитки с ворсистой поверхностью, у которых теплораспределение происходит по всей ее длине. Ворсистость поверхности нитки достигается путем изменения ее структуры. Можно также сочетать физико-механические свойства шелковых натуральных ниток (эластичность, теплопроводимость, теплоотдача, теплоизоляция) с лучшими свойствами синтетических (повышенная прочность на разрыв, стойкость к истиранию и др.), предотвратить нагревание синтетической нитки, изготовить ее с покрытием - хлопковым.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ 

cartalana.comⒸ 2009-2024 контакт: cartalana@cartalana. com