Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008
Мать и дитя были повсеместно используемыми образами на плакатах военного времени. Этот плакат показывает их в качестве жертв разрушительного действия войны. Плакат греческого фонда помощи изображает их как символ мужества и стойкости. На канадском плакате они представляют священные ценности, на которые покусился враг
"Из-за Англии мы несем свой крест. Наш крестный путь". 1940 г. Немецкий плакат для Франции
Немецкий плакат для Франции: "Отсечения его щупальцев продолжаются систематически". Без даты
Немцы использовали призрак большевистского наступления для того, чтобы заставить французских рабочих поехать в Германию
Немецкий плакат для Франции: "Они отдают свою кровь, вы отдавайте свой труд". Призыв работать, чтобы спасти Европу от большевизма. 1942 г. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Франции: "Союзники продвигаются со скоростью улитки". 1944 г. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Франции: "Европа объединилась против большевизма". 1943 г. Автор неизвестен
"Черный рынок - преступление против общества". 1943 г. Правительство оккупированной Франции. Автор Ф. Нуайе
"А ты? Становись работником службы W.A." Без даты. Правительство оккупированной Голландии. Автор Лю Манш
Дивизия обороны была полувоенной организацией, использовавшейся правительством оккупированной Голландии в качестве вспомогательной полиции. "Черный солдат был официальным изданием этой дивизии обороны
Немецкий плакат для Голландии: "Голландцы, вступайте в войска СС и боритесь с большевизмом!" 1943 г. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Голландии: "Большевизм - это смерть". Без даты. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Голландии: "Москва приказала". Без даты. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Голландии: "Докажи, что ты настоящий голландец, - вступай в войска СС". 1943 г. Автор неизвестен
Немецкий плакат для Голландии: "Освободители" спасут европейскую культуру от падения". 1944 г. Автор Леест Сторм
"Все хорошо, прекрасная маркиза". Плакат бельгийского правительства. Без даты. Автор неизвестен
Первыми словами популярной французской песенки были "Все хорошо, прекрасная маркиза". Сперва ее слуга уверял маркизу в том, что все идет хорошо, перед тем как перечислить ей целый ворох проблем. Скрытый смысл этого плаката заключается в том, что Черчилль подавал Европе фальшивые надежды
Немецкий плакат для Бельгии: "Вступайте в Национал-социалистский транспортный корпус". Без даты. Художник Виланд
Немецкий плакат для Бельгии: "Европа готова. Вступайте во фламандский легион". 1943 г. Автор Клаудиус
Немецкий плакат для Бельгии: "Вступайте в войска СС". 1943 г. Автор Бертау
"Угроза приходит с неба. Соблюдайте меры противовоздушной обороны" (1938 г., Финляндия). Автор Т. Кивихариу
Плакат, изданный движением "Свободная Франция" в США. Без даты. Автор Жан Карлю. Надпись на плакате: "Франция навсегда! Движение "Свободная Франция". Свобода, равенство, братство"
Плакат, изданный движением "Свободная Франция" в США. Без даты. США. Автор Анри Лоссук. Надпись на плакате: "Помоги Франции бороться за демократию. Вступай в движение "Франция навсегда"
Плакат издан Бельгийским информационным центром (1941 г., США). Автор В. Роттер. Надпись на плакате: "Бельгия сопротивляется!"
Рука, показывающая знак "V", похожа также на голубя мира. Газеты на втором плане "Свободные" и "Свободная Бельгия" были ведущими информационными изданиями
Издан Бельгийским информационным центром. Без даты. США. Автор Р. Шторбелле. Надпись на плакате: "Бельгия продолжает сражаться!"
Датская церковь как символ Сопротивления. Без даты. США. Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Дания не покорена, хотя и захвачена"
Плакат издан Чехословацкой информационной службой. Без даты. США. Автор Адольф Хоффмайстер. Надпись на плакате: "Разыскиваемый в Праге"
Плакат опубликован "Ассоциацией помощи пострадавшим от войны" Греции. Без даты. США. Автор неизвестен. Надпись на плакате: "Пока еще не поздно - помоги Греции"
Югославия. Без даты. США. Автор Владимир Ивайович
Антигерманские почтовые открытки (1945 г., Голландия). Авторы Брекман и Смитс
Антигерманская почтовая открытка (1944 г., Бельгия). Автор неизвестен
ПРОПАГАНДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ ЗА МИР. 1917-1945
Мы думаем, что пройдет не так уж много времени, прежде чем "Александр Невский" будет снова показан на экране
Из письма Эйзеншейна Маргарет Бурке незадолго до нападения Германии в июне 1941 года
Одной из черт, которые были общими для советского и нацистского режимов перед Второй мировой войной, было их повышенное внимание к техническим изобретениям XX века радио, кинематографу, печати, а также автомобилям, самолетам и беспроволочному телеграфу. Оба режима рассматривали все это как средства влияния на свой народ. В то время как в западных демократиях в те годы средства массовой информации находились в частных руках, в Советском Союзе и Германии они являлись государственной монополией и использовались главным образом для распространения пропаганды.
Другие сходства в системах пропаганды этих двух стран хорошо известны: влияние на молодежь еще в раннем возрасте, постоянное вдалбливание лозунгов и метких словечек, резкие обличительные выступления против буржуазных "плутократий", цензура всей информации, поступавшей из-за границы, внезапные изменения политики правительства. Однако в одном аспекте пропаганды у них было важное отличие.
До конца 1933 года Советский Союз поддерживал дружеские отношения с нацистской Германией. Хотя Гитлер уничтожил коммунистов в Германии, Советы не чувствовали большой угрозы. Они рассматривали нацизм как отчаянную попытку предотвратить неизбежную пролетарскую революцию в Германии и ожидали, что нацизм потерпит неудачу. После подписания в январе 1934 года германо-польского Пакта о ненападении Советский Союз имения свою позицию, подозревая, что Германия поможет Польше захватить часть Украины. С 1934 года и до подписания в августе 1939 года Пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом советская пропаганда, как свидетельствует эта карикатура Бориса Ефимова, сделанная в 1936 году, вела нападки на Гитлера и нацистскую партию
В то время как нацисты, а также фашисты Муссолини выдавали себя за воителей и постоянно демонстрировали силу военные парады, сборища, воинственные речи, - чтобы запугать и подчинить другие страны Европы (например, эффект нацистского фильма "Крещение огнем" на Норвегию, Голландию и Данию в 1940 году), Советы всегда выступали сторонниками мира. Гитлер и Муссолини постоянно расхаживали в военной форме, а русские руководители в тех редких случаях, когда они появлялись вне стен Кремля, всегда одевались в аккуратные, хорошо сидящие темные костюмы и мягкие фетровые шляпы как олицетворение соблюдения гражданских приличий. И в самом деле - советское толкование слова "мир" является одним из выдающихся достижений пропаганды нашего времени. Советы безраздельно завладели им, присваивая его, как будто это слово предназначалось исключительно для их пользования.
Съемки сцен ледового побоища в фильме "Александр Невский" (1938 г.). Напряжение этих сцен было усилено тесным сотрудничеством с композитором Сергеем Прокофьевым
Названия некоторых находившихся на переднем плане организаций только в Соединенных Штатах подтверждает это: Американский комитет борьбы против войны, Американская лига против войны и фашизма, Мировой конгресс против войны это только некоторые из них. Для среднего обывателя на Западе, не слишком интересующегося политикой, но знающего об ужасах современной войны, все это звучало более привлекательно, чем организованное хвастовство Гитлера и Муссолини.
Там, где пропагандистская машина контролируется государством, нетрудно подсчитать противоречия в значениях при использовании специального набора слов. Для большинства людей советское вторжение в Финляндию в 1940 году было "войной". Но, по утверждениям советских пропагандистов, это была "оборона границ для защиты миролюбивого советского государства против угрозы нападения со стороны поджигателей войны западных империалистических стран".
Артист Николай Черкасов в роли Александра Невского. Черкасов в конце фильма обращается к зрителю со словами: "Кто с мечом к нам войдет от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земли"
Задолго до появления на сцене Геббельса коммунисты хорошо понимали важность пропаганды. Еще в 1903 году Ленин в своей работе "Что делать?" разглагольствовал о ее значимости для революции. К 1910 году его сторонник из Баку Иосиф Сталин контролировал работу настоящего бюро пропаганды, финансировавшегося поступлениями от грабежей банков. С победой Октябрьской революции в 1917 году они организовали в Москве Управление агитации и пропаганды, которое полностью руководило всеми средствами массовой информации.
В работе "Что делать?" Ленин отметил интересное различие между этими двумя концепциями агитацией и пропагандой. Он писал: "Агитация это для неграмотных масс, которым нужно представлять одну простую мысль, которую путем постоянного повторения можно вдолбить в мозги. Пропагандист же, с другой стороны, имеет дело с более сложным делами и идеями - такими многочисленными, что их могут понять лишь немногие люди". Поэтому агитатор, по Ленину, более склонен к устному слову, а пропагандист - к печатному. В работе "Насилие над массами" писатель Сергей Чакотин сделал такое же различие в отношении русских: он разделил их на две категории: 10 процентов, являвшихся активным меньшинством, и 90 процентов, которые составляли тупую, грубую массу. Для масс пропаганда должна быть простой, категоричной, прямой.
Воины-новгородцы сосредоточились для битвы с тевтонцами на покрытом льдом Чудском озере. После заключения пакта между Сталиным и Гитлером фильм "Александр Невский" был снят с проката вплоть до нападения немцев на Советский Союз в 1941 году
За короткий промежуток времени все виды печатной продукции книги, газеты, брошюры и плакаты оказались в руках Государственного комитета по печати, который не только осуществлял управление печатным делом, но и типографским оборудованием и поставками бумаги. Управление цензуры просматривало все рукописи книг, сценарии для фильмов, рисунки, музыкальные произведения и даже географические карты. 12 ноября 1920 года был создан Главный комитет по делам политического образования республики, филиалы которого были приданы политотделам каждого региона, района, города и деревни.
Повсеместная безграмотность являлась самой насущной проблемой, и радио и кинематограф пришли на помощь. В сельских районах радиоприемники устанавливались в избах-читальнях, клубах, общежитиях, домах культуры, музеях и других общественных местах. В избах-читальнях крестьянам предлагались плакаты, а также различные радиопередачи. Избы-читальни были примитивно построены и в большинстве своем имели земляной пол. Крестьянам приходилось заходить в них, чтобы узнать о положении с продовольствием и нормированием продуктов питания, местных новостях и т.п. Пока человек находился там, он из радиопередач также узнавал о несправедливости царского режима и преимуществах нового большевистского строя.
Актер Сергей Межинский в роли еврея-хирурга, преследуемого нацистами, в кинофильме "Профессор Мамлок" (1938 г.), снятом режиссерами Адольфом Минкиным и Гербертом Раппопортом. Это один из самых сильных антинацистских фильмов, выпущенных до войны. Вскоре после завершения съемок фильм "Профессор Мамлок" был показан в Соединенных Штатах и Англии в качестве пропагандистского фильма. Мамлока унижают по единственной причине он еврей. В конце концов его расстреливают за оказание сопротивления нацистам
Для безграмотных людей в те времена неоценимую помощь оказывали настенные плакаты. Пока шла Гражданская война, так называемые "Окна РОСТА", имевшиеся в каждой деревне и городе, помещали ярко расцвеченные плакаты, авторами которых были такие известные люди, как Маяковский. Использовались также и стенные газеты, дававшие упрощенную информацию об очередном пятилетнем плане.
Сцена из фильма "Семья Оппенгейм" (1939 г.) режиссера Григория Розам. Это еще один антинацистский фильм, выпущенный в разгар напряженности, как раз перед заключением Пакта о ненападении. Фильм поставлен по роману Леона Фейхтвангера. Тема романа преследование еврейской семьи
Коммунисты прекрасно понимали и использовали возможности кинематографа. Фильмы несли в себе сильный посыл убеждения. Например, в кинофильме "Турксиб" был очень эмоционально и умело показан подъем людей, строивших железную дорогу Туркестан-Сибирь. Другие сюжеты таких фильмов были взяты из пятилетнего плана, они стремились убеждать рабочих и крестьян в том, что никакие жертвы не являются слишком большими по сравнению с достижением цели.
Когда в 1930 году стало ясно, что если будет война, то врагом будет Германия, целый ряд фильмов стал готовить общественность к этому. Великому режиссеру Сергею Эйзенштейну было поручено сделать фильм об Александре Невском русском герое XIII века, который разгромил тевтонских рыцарей, вторгшихся в Россию в 1242 году. Скрытый смысл заключался в том, чтобы показать: то, что русские сделали при Александре Невском, они могут сделать и при Сталине. Фильм "Александр Невский" (1938 г.) был чрезвычайно популярен, и его показывали по всей стране. Эйзенштейн был награжден высшей наградой орденом Ленина. Его поздравил Сталин, который лично интересовался тем, как идут съемки. Когда Советский Союз подписал в 1939 году Пакт о ненападении с Германией, то фильм убрали из проката до тех пор, пока нацисты не вторглись в 1941 году в Советский Союз. По счастливому совпадению, разгром тевтонцев Невским в 1242 году произошел на Чудском озере под Ленинградом, где такому же унижению были подвергнуты и их нацистские наследники в 1944 году. Другими антинацистскими фильмами были картина "Семья Оппенгейм" (1939 г.) о еврейских погромах и концентрационных лагерях в Германии и картина "Профессор Мамлок" (1938 г.) об известном еврее-хирурге, который боролся с нацистами. Оба фильма также изъяты из проката в 1939 году, но после вторжения Германии были снова выпущены на экраны страны.
Еще одна сцена из фильма "Профессор Мамлок". Хирурга-еврея проводят по улицам под презрительные взгляды сторонников нацизма
В первое время после революции, когда пропаганда находилась в младенческом возрасте, большевики - эти первые современные приверженцы идеи - наделали множество ошибок. Они были достаточно восприимчивы, чтобы понять, что религия, этот "опиум для народа", по Ленину, будет их мощным психологическим противником. В своем стремлении контролировать умы людей они решили, что религию следует сразу же уничтожить. Но большевики перестарались. Их "Союз воинствующих безбожников" организовывал шествия по улицам Москвы против всех богов и пророков. Шествие включало Будду верхом на коне в состоянии распущенного сладострастия, Леву Марию, лежавшую на спине в чувственной позе, и отвратительно выглядевшего католического священника, предпринимавшего поползновения в отношении прекрасной девушки. В декабре 1922 года в Ленинграде "Союз воинствующих безбожников" воздвиг в середине Невского проспекта эшафот, на котором изображения богов, святых, священнослужителей и пророков церемониальным образом обезглавливались и сжигались. В советской прессе на духовенство всех конфессий без конца делались нападки за якобы обжорство и пьянство, что сопровождало религиозные праздники. На Пасху витрины магазинов в Москве украшались восковыми фигурами шести священников в лодочке, распивающих водку, с большим количеством опорожненных бутылок, разбросанных вокруг них. Этот ранний период характеризовался также конфискацией, а зачастую и уничтожением церковного имущества. Церкви со всем тем, что у них имелось, например священные чаши, литургические одеяния, церковные колокола и т.п., были провозглашены государственной собственностью и превращены в склады, кинотеатры и конюшни.
Карикатура Даниэля Фитцпатрика из газеты "Сан-Луи Пост Диспэтч" изображает Сталинград как ловушку дм германской армии. Надпись на плакате: "Ворота в Сталинград. 25 ноября 1942 года"
Такое, конечно, могло иметь какой-то эффект, но большинство рабочих и крестьян главная забота нового режима были глубоко потрясены этим кощунством. Известный коммунист Зарянов жаловался на эффект равнодушия ко всей этой антирелигиозной пропаганде. Он говорил, что когда красноармейцы, подвергнутые антирелигиозной обработке во время армейской службы, возвращались домой, то через пару недель снова обращались к священникам, платя им за то, чтобы они отслужили обедню. Он заявил, что "кампания против бога" в значительной степени проводилась неправильно. Двухтысячелетнее господство Церкви нельзя уничтожить грубыми разглагольствованиями о выкорчевывании.
Коммунисты все еще пытались искоренить религию, которую они характеризовали как "зло, настолько же вредное, как алкоголь или проституция". Но теперь они воздерживались от прямых преследований и перешли на более утонченные методы. Пародии Риболда на священные темы и известных людей были заменены на серьезные лекции, дискуссии и семинары с научной подоплекой. Процесс поощрения антагонизма между религиозными сектами и убеждениями ненавязчиво поддерживался, и священникам было разрешено заниматься их обычным делом без нанесения оскорблений.
Комментарий Бориса Ефимова на услужливую немецкую прессу 1936 года. После того как Гитлер и Сталин подписали Пакт о ненападении, немецким газетам было указано не ссылаться больше на идеологические разногласия между двумя странами, а использовать только "благожелательные высказывания от дружественных и нейтральных государств". Надпись на плакате: "Моральная поддержка объединенных средств печати"
Коммунистическая пропаганда на зарубежье всегда была более тонкой, базировавшейся на теме мирного сосуществования, и учитывала свойства национального характера и темперамента. Соединенные Штаты, в соответствии с коммунистической идеологией, были наиболее важной страной из всех остальных. Сталин говорил о ней: "Когда в Америке разовьется революционный кризис, это будет началом конца мира капитализма в целом".
Когда Американская лига за мир и демократию провозгласила: "Давайте работать в направлении прекращения производства и транспортировки боеприпасов и других материалов, необходимых для ведения войны фашистами", многие американцы могли только поаплодировать такой желанной цели. Не было и больших возражений против призыва коммунистической партии Калифорнии: "Помните, что Советский Союз со своими 185 миллионами населения против войны. Присоединяйтесь к движению защиты мира в единственной в мире социалистической стране Советском Союзе".
Советские авторы плакатов не стеснялись, описывая нацистов как зверей и паразитов. Текст этого плаката 1941 года гласит: "Мы разобьем тебе зубы, палач. Мы также снесем тебе голову красным мечом возмездия"
В двадцатые годы, еще до того как нацисты Германии стали главным врагом, советская пропаганда в основном была направлена против сильных западных "плутократий" и тех ужасов, которые их капиталистическая система обрушила на мир между 1914 и 1918 годами. Миру было заявлено, что капитализм снова сделает то же самое, но в этот раз все будет направлено против Советского Союза, потому что Советский Союз "является родиной международного пролетариата и единственным сторонником его освобождения". Коммунисты даже представили грядущую войну как желательное явление, т.к. она ослабит капитализм больше, чем коммунизм. По заявлению Конгресса Коминтерна в 1928 году, она "везде расширит базу пролетарского движения и сделает победу коммунизма во всем мире ближе". Такая пропаганда передавалась Советским Союзом на коротких волнах всему миру на семнадцати языках. Передающая радиостанция недалеко от Ногинска под Москвой была одной из самых мощных в мире. В 1942 году, когда в Югославии партизаны Тито повели активные действия, СССР построил под Тбилиси радиостанцию, которая называлась "Свободная Югославия" и которая якобы вещала из Югославии. Позже то же было сделано для Болгарии и Словакии.
В Советском Союзе, как и в Германии, Италии и других странах, где средства массовой информации управлялись централизованно, всю пропагандистскую кампанию можно было сразу изменить. 23 августа 1939 года Советский Союз и Германия, которые годами угрожали и оскорбляли друг друга, подписали Пакт о дружбе и ненападении. Он содержал и соглашение о разделе Польши. Через несколько дней после его подписания, 1 сентября 1939 года, Германия вторглась в Польшу и началась Вторая мировая война. Тремя неделями позже, когда сопротивление Польши было полностью сломлено немцами, Советский Союз тоже напал на нее. Однако в то время пакт истолковывался в Москве как шаг к миру, и звучало это так:
"Подписание Пакта о ненападении между СССР и Германией это не военный союз между двумя державами. Это не соглашение о разделе Польши. В этом смысле пакт является единственным реальным вкладом в безопасность Польши, который сделан на настоящий момент. Поступив так, Советский Союз внес реальный вклад в понимание настоящего кризиса в Европе. Он сделал настоящий вклад в мир и безопасность Европы, Соединенных Штатов и всего мира..."
Украинский плакат 1941 года говорит: "Бей змея!" После первых неудач Красная Армия храбро сражалась, защищая Украину от гитлеровцев
Война, начавшаяся в 1939 году, привела к немедленным изменениям внутри Советского Союза. Хотя он все еще представлял себя защитником мира, Советский Союз начал готовить свой народ к войне. Вооруженные силы были значительно увеличены. Показателем такого изменения был вопрос о выпуске почтовых марок, посвященных советской военной мощи.
Теперь марки изображали солдат Красной Армии швыряющими гранаты, а советские самолеты - пикирующими на вражеские танки. Когда в июне 1941 года немцы напали на Советский Союз и он оказался в одном лагере с западными демократиями, были отпечатаны почтовые марки с изображениями руководителей трех ведущих держав, участвующих в братских переговорах, с национальными флагами этих стран, развевающимися над их головами. В то же самое время акцентирование международной роли коммунизма было снижено. Воля к сопротивлению воспитывалась в советских людях призывами к патриотизму, а не к коммунизму. Война теперь официально называлась "Великой Отечественной войной". Кинофильмы выходили под такими названиями, как "Нет большей любви" и "Во имя Отечества". История тоже до некоторой степени была переписана: те цари, которые отличились в прошлом на поле боя, были в почете, и их образ поддерживался как яркий образец для настоящего времени. Частые ссылки Сталина в его речах на Александра Невского и Суворова заставляли каждого сознавать связь между прошлым и настоящим России. Пропагандистский плакат в начальный период войны, показывавший русского рабочего борющимся с аристократией, очевидно, дошедший до этого времени еще со времен Гражданской войны, был быстро снят. Борьба теперь была национальной, а не социальной.
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ