Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana

ЭНТОНИ РОДС "ПРОПАГАНДА (плакаты, карикатуры, кинофильмы Второй Мировой войны)", 2008

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ

Поза Гитлера на этом раскрашенном фотопортрете является подражанием портретам правителей эпохи Возрождения

Помогите Гитлеру в строительстве. Покупайте германские товары" (1930-е гг., Германия). Автор Гюйтер Нагель

"Сила через радость" (1930-е гг., Германия). Автор неизвестен

Этот плакат рекламировал сбор денежных средств для молодежных лагерей, организованных Ассоциацией германских молодежных лагерей


"Стройте молодежные лагеря и дома" (1938 либо 1939 г.). Автор Герман Витте

Организация "Сила через радость" была создана для планирования свободного времени рабочих. Планировались празднования, вечерние курсы и любительские культурные мероприятия, а также спортивные и гимнастические соревнования

Марка издана в память о присоединении Австрии к Германии 10 апреля 1938 года (Германия). Автор неизвестен

Марка издана в память о победах на автомобильных гонках во время Международной автомобильной выставки в Берлине в 1939 году (Германия). Автор неизвестен

Марка издана, чтобы напомнить о гитлеровской программе "народного автомобиля" ("Фольксвагена"). Международная автомобильная выставка в Берлине в 1939 году (Германия). Автор неизвестен

Гитлер был инициатором гигантской кампании по производству и продаже недорогих "народных автомобилей". Свыше 300 тысяч немцев в соответствии с огромным планом сбережений стали откладывать по 5 марок в неделю (первоначальная цена на машину была около 990 марок, это около 396 долларов). Все, о ком мы говорим, собрали 67 млн. марок, но народ никогда так и не увидел хотя бы один "Фольксваген". 300 необычных прототипов машин пробились к германскому Генеральному штабу. Но первый "Фольксваген" гражданского образца был создан в 1945 году, т.е. после войны

Антисоветский плакат перед заключением пакта о мире (1937 г., Германия). Автор Зеппла (Йозеф Планк)

"Это угрожает нам, если мы откажемся от борьбы. Боритесь до победы!" (1942 г., Германия). Автор неизвестен

"Большевизмус" (1930-е гг., Германия). Автор неизвестен

Нацисты считали разъездные выставки важным средством пропаганды. Основной антисемитской выставкой была выставка "Вечный Жид"


Почтовая открытка. Надпись по-испански: "Наилучшим образом подходит к нашему флагу" (1942 г., Германия). Автор неизвестен

"Экономическая платформа дяди Сэма" (1941 г., Германия). Автор Зеппла (Йозеф Планк)

Англии угрожает еврейско-большевистский заговор (дата неизвестна, Германия). Автор Зеппла (Йозеф Планк)


"Шах королю!" (1940 г., Германия). Автор неизвестен

Плакат, призывающий на добровольную службу в войска СС (1941 г., Германия) Автор Антон

Плакат, призывающий на добровольную службу в дивизию "Герман Геринг" (1943 г., Германия). Автор Аппортий

Хотя служба СС, руководимая Гиммлером, была первоначально учреждена как служба безопасности, войска СС были созданы в 1940 году. Солдаты этих войск помогали вооруженным силам как на Западном, так и на Восточном фронтах и несут ответственность за самые большие злодеяния на войне

"Победа будет за нами" (1942 г., Германия). Автор неизвестен

"Одна борьба, одна победа" (1943 г., Германия). Автор Ганс Швайцер


"Мы воюем - работайте на победу" (1942 г., Германия). Автор неизвестен

"Адольф Гитлер - это победа!" (1943 г., Германия). Автор Герхард Циль

Плакаты, подобные этому, изготовленные из академических рисунков фюрера, были развешаны на стенах офисов и в школах по всей Германии

Почтовая марка в память о Дне молодежного дома 26 марта 1943 года (Германия). Автор неизвестен


"Служба в СА развивает товарищество, твердость, силу" (1941 г., Германия) Автор Отто Флехриер

Один из образцов стенных обоев для офисов компаний и школ. Художник Флехтнер разработал по крайней мере четыре других плаката для этой серии. которая началась в 1938 году и продолжалась до 1943 года. Художники Мельнер и Хохлвайн, как и другие, также создавали подобного рода дизайны

"Победа Германии - это свобода Европы" (1942 г., Германия). Автор неизвестен

Две вспышки молний в форме буквы "V", этого знака победы, который немцы заимствовали у союзников. Поверженный дракон, символизирующий разгромленный большевизм, был также использован на других плакатах

Немцев предупреждают, что каждый может быть шпионом (дата неизвестна, Германия). Автор неизвестен

"Враг подслушивает", этот плакат являлся в Германии тем же, чем был плакат "Неосторожная болтовня может стоить жизни" в Англии и "Развязавшиеся губы топят корабли" в Соединенных Штатах На немецких плакатах типа "неосторожная болтовня" всегда была изображена громоздкая тень шпиона. Англичане в этом случае избрали более легкий подход, используя карикатуры и разного рода каламбуры. Все воюющие государства применяли плакаты на тему "неосторожной болтовни"

"Предатель!" (1944 г., Германия). Автор Макс Шпильман

Юридическая категория "враг народа" также включала в себя тему "подслушивающего врага" и "черных прослушивателей" - людей, которые прослушивают вражеские радиопередачи. После поражения Германии под Сталинградом многие люди рисковали получить суровое наказание за прослушивание радиопередач Би-би-си

Блок марок, ставший образцом для "черной" пародии на эту марку (1944 г., Германия). Автор неизвестен


Плакат "Соблюдайте затемнение! Враг может увидеть ваш свет" (1940 г., Германия). Автор Хервег

Английская "черная" пародия на германскую почтовую марку (дата неизвестна, Англия). Автор неизвестен

НОВЫЙ РИМ МУССОЛИНИ. 1922-1945

Книги - это хорошо, но винтовки лучше. Фашистский лозунг

Первым настоящим итальянским пропагандистом был Габриэль Д'Аннунцио (1863-1938) - вычурный поэт и националист. Еще в 1912 году в своей патриотической пьесе "Корабль" он призывал к возрождению Римской империи. Он презирал Италию, в которой жил, - парламентскую непредприимчивую Италию с ее стремлениями к безопасности и преклонявшимся перед собственные буржуазным обществом. Он кричал "Во времена Рима итальянцы были королями всех морей, правителями владений до самых дальних горизонтов и границ империи". Подобно Гитлеру и Геббельсу в Германии двадцать лет спустя, он был первым пропагандистом который признал скрытую силу масс. В своей пьесе "Корабль" он описывает толпу, которую обрабатывает умелый оратор, приведя ее от относительной апатии к коллективному любопытству, а затем и к патриотическому безумию. Прирожденный патриот и поэт Д'Аннунцио в 1915 году произносил речи, разжигая страсти в массах римлян и помогая втянуть Италию в войну. Позже, в 1919 году, после внезапного захвата Италией спорного города Фиуме он удерживал этот город с помощью своей болтовни больше года перед лицом всей международной оппозиции, включая и само итальянское правительство.

В его полные решимости намерения входило оживить средиземноморское прошлое Италии. Он заявил "Я славлю тот факт, что я - римлянин, и признаю в каждом неримлянине варвара". Так он посеял семена фашизма, которые позже пожал Муссолини. Когда в 1922 году этот диктатор пришел к власти, перед ним все еще маячил пример Д'Аннунцио в Фиуме, и он перенял все его атрибуты поднимавшие чернь, - ораторствование перед толпой, культ Древнего Рима, униформы, пистолеты на поясе, насилие, диалог между толпой и оратором.

Во время оккупации города Фиуме войска Д'Аннунцио и народ каждый день собирались на площади перед комендатурой. Поэт выходил на балкон в увешанной медалями униформе и произносил страстную речь о несправедливостях Версальского договора, предательстве союзников, о возрождении бедной искалеченной Италии в составе Римской империи.

Бенито Муссолини тоже предстояло все это, но в более театрализованном варианте. Он тоже выступал с балкона дворца Палаццо Венеция в Риме. Он оживлял власть базарной площади и воодушевлял толпу. Он также любил заигрывать с толпой, и толпа кричала ему в ответ: "Мы приветствуем тебя, дуче! Основатель Империи!" Эти крики звучали во всех уголках площади, по радио в каждом большом и маленьком городе и каждом доме Италии.

Как и Д'Аннунцио, Муссолини разделял презрение к либеральной Италии конца XIX - начала XX века, так же как и его ностальгию по славе Древнего Рима, чье возрождение, по его подсчетам, могло бы стать мощным фактором достижения власти его партией, а также единственным путем спасения Италии в современном веке техники. Задолго до того, как Гитлер пришел к власти, Муссолини предрекал, что где-то между 1936 и 1940 годами наступит поворотный момент в истории Европы, когда начнется новая эра. Это было важным предвидением. Он сделал вывод, что если Италии придется воспользоваться этой переменой, то она должна быть полностью вооружена. Только оружие, как он полагал, могло компенсировать естественную слабость Италии.

Итальянскому народу, разочарованному мирным договором 1919 года и не вдохновленному своими парламентскими лидерами (людьми типа Джилиотти и Нити, у которых полностью отсутствовала бравурность, столь дорогая итальянской душе), Муссолини предлагал нечто новое, а также и старое - возврат к военной силе, которая когда-то сделала Рим великим. В этом политическом и социальном хаосе, оставшемся после Первой мировой войны, с его постоянными забастовками и политическими передрягами левых, которые итальянские буржуазные политики, казалось, не могли предотвратить Муссолини предлагал надежду и славу. Он намеревался сделать так, чтобы фашизм был не только партией, но и образом жизни, которого Италия не видела со времен Цезаря. Это позже было закреплено в Энциклопедии Италии "Фашистская концепция государства является всеохватывающей. Вне ее не могут существовать ни люди, ни духовные ценности, они имеют еще меньшую значимость". И Муссолини придумал неуклюжее слово "фашизация", что означало применение фашистской доктрины ко всем сферам жизни человека.

Нахмуренные брови и поджатые губы на этой карикатуре дуче начала 30-х годов выражают его силу и решительность. Как бывший журналист Муссолини знал цену пропаганды, фашистская партия непрерывно искала завершения в одобрении своей политики публикой. Один из лидеров называл пропаганду орудием непрерывного завоевания масс

Вспоминая недавнее героическое прошлое, он использовал имя Гоффреда Мамелли - патриота, который боролся и погиб за Гарибальди. Это также установило связь между краснорубашечниками Гарибальди и чернорубашечниками Муссолини.

Читайте газету "Фашистский рабочий"

Как и Гитлер - человек из народа, он понимал массы, в особенности их любовь к насилию, которое, как одобренный фашистами способ действий, отражалось в символике печатных бланков их газет и брошюр - сжатый кулак, дубинка, провоцирующий выступающий подбородок. Конечно, применение Муссолини силы в период между 1919 и 1922 годами против коммунистических беспорядков было эффективным и привлекло на сторону фашистов многих колеблющихся. Муссолини организовал по всему полуострову хорошо вооруженные эскадроны, которые просто физически истребляли коммунистов. Их целью был любой городок или деревня, где муниципалитет был социалистическим. Например, в провинции Феррара в ноябре 1920 года был 21 социалистический совет. К концу 1921 года все они, за исключением четырех, исчезли - их ликвидировали вышеупомянутые эскадроны, руководимые Италой Бальбо - одним из наиболее активных приспешников Муссолини. Бездеятельные либеральные правительства страны, сменявшиеся каждые несколько месяцев, не могли больше ограничивать фашистский террор так, как они могли контролировать проводимые коммунистами выступления. 28 октября 1922 года правительство Факты капитулировало перед Муссолини.

Это ранний предвыборный плакат фашистов. Молодой член эскадрона трубит, чтобы пробудить сознание общественности

Абсолютистский режим, который он установил, был основан на теории правления элиты сильных людей, которые не избраны путем выборов, а находятся у власти по заслугам и ведомы какой-то одной героической фигурой, вдохновляемой судьбой, - дуче. Одним из лозунгов, которые Муссолини использовал для вколачивания в мозги итальянцев такого образа, являлся нижеследующий: "Цезарь снова возродился в лице дуче!" Он также выбрал наименование "фашист" ввиду классических ассоциаций, связанных с этим словом. "Фаши" назывались связки березовых или вязовых прутьев, из которых торчал топор. В Древнем Риме это оружие носили ликторы (помощники должностных лиц). Оно было знаком отличия официальной власти, символизируя власть судьи наказывать розгами или отрубать головы. Муссолини взял этот термин на вооружение в 1919 году, еще не являясь фашистом, свои отряды он называл "фаши ли комбатименто", что буквально означало "боевая связка (сплоченный отряд)".

Все профессиональные группы в фашистской Италии были организованы и для каждой группы делались пропагандистские программы. Закрученные линии фигуры человека показывают, что фашисты, не в пример нацистам, снисходительно относились к современному дизайну.

Школьные учебники, которые подлежали одобрению государственными органами, переписывались с тем, чтобы подчеркнуть милитаристскую тематику. Школьникам объясняли, что "учебник и винтовка - это составные части идеального фашиста". Правительство разработаю священный обряд пропуска юношей через цепь молодежных групп с 4 до 18 лет. Смутные очертания солдата позади мальчика в этом учебнике не оставляют сомнения в том, что уроком является война

Другой атрибутикой, которую он употреблял для отождествления своей партии с Древним Римом, было: римское приветствие вместо "буржуазного" пожимания рук; использование римских цифр для исчисления лет своего правления с 1922 года и добавление к ним сокращения Э.Ф. (эра фашизма) вместо Н.Э. (новой эры), так что, например, 1929 год н.э. стал выглядеть как VII э.ф. Штандарты различных фашистских лиг и организаций были разработаны по образу римских императорских знамен и увенчаны римским орлом. Когорты в молодежном движении носили имена частей классической римской армии. Юбилеи знаменитых римских политических деятелей и литераторов - Цезаря, Августа, Вергилия, Горация - отмечались с большой помпой. Издавались почтовые марки в память об этих знаменитых людях, а также о других великих итальянцах прошлого: Данте, Ариосто, Тассо, да Винчи. На марках печатались знаменитые старинные и современные корабли, причем первые всегда служили как бы фоном для вторых с девизом на переднем плане: "Наша судьба всегда была и будет связана с морем". Это последнее должно было напоминать итальянцам об их превосходстве на Средиземноморье (оно называлось "наше море"), а также о старых римских колониях в Северной Африке, которые необходимо было вернуть Италии. Огромные монументы, воздвигнутые в фашистский период, вносили свой вклад в атмосферу возрождения Древнего Рима, в особенности великого форума Муссолини, напоминавшего древнеримский форум. В целом ряде страстных выступлений Муссолини рассказывал своим соотечественникам о том, что итальянцы должны соблюдать строгую дисциплину во имя новых завоеваний в будущем. Второй Рим - этот период декаданса - закончился и будет заменен Третьим Римом, который станет таким же прославленным, как и Первый.

Этот культ оживления Рима можно сравнить с современной ему Германией, где возводился культ нацизма из прошлого тевтонов. Широкая пропаганда в этих двух диктаторских режимах - германском и итальянском - была одинакова: речи, направленные на толпу, обработка умов молодежи еще в раннем возрасте, культ насилия, непомерно раздутый национализм, презрение к демократии и Лиге Наций. Примечательно, что расцвет этих диктаторских режимов совпал с появлением новых видов массовой информации - кино и радио, которые весьма подходили для целей пропаганды. Но в Италии из-за принципиально отличного от немцев темперамента людей не все современные средства массовой информации применялись наилучшим образом.

В течение первого десятилетия пребывания фашистов у власти, т.е. с 1922 почти до 1933 года, различные формы пропаганды не были скоординированы между собой, здесь не было ничего, подобного нацистскому Министерству пропаганды. Вначале кинофильмы, радио и все другие современные средства массовой информации были подчинены Муссолини, Министерству по вопросам печати. Сам Муссолини, перед тем как он стал политиком, был журналистом, и до самого конца фашистской эры печать считалась наиболее эффективным способом влияния на общественное мнение. Дуче называл печать "оркестром, играющим на концерте, но совсем на других инструментах". Декретом от 1924 года префектам была дана власть конфисковывать тиражи газет, которые содержали "фальшивые сведения, рассчитаны были на разжигание классовой ненависти или выражали неуважение к органам власти".

Либерально настроенные редакторы крупных газет, таких как миланская "Карьера Дела Сера" или римская "Иль Мессанлжеро", были уволены со своих должностей, а газеты перестали публиковать материалы, критикующие режим в стране А в это время таким фашистским журналам, как "Пополо д'Италия" и "Режиме фашиста", принадлежавшим Муссолини, были предоставлены дополнительные ассигнования и правительственная помощь. К 1926 году все газеты Италии должны были получить разрешение от правительства на издание.

Фашистское правительство желало обучать школьников таким качествам, как покорность, жертвенность и беспредельная преданность дуче. Муссолини представляли в школьных учебниках как сурового, но по-отечески доброго. Текст для начинающих читателей говорит: "Бенито Муссолини очень любит детей. Дети Италии очень любят своего дуче. Да здравствует дуче! Я салютую дуче! За нас!"

К 1930 году режим понял, что Управление по вопросам печати и пропаганды не справлялось со всеми средствами массовой пропаганды, и в 1933 году был создан Секретариат по вопросам печати и пропаганды. К 1937 году, после того как геббельсовское министерство уже в течение нескольких лет систематически обрабатывало сознание немцев, итальянцы последовали примеру Германии и создали свое полномасштабное министерство пропаганды, получившее название Министерства народной культуры. 1 июня того же года все органы управления по вопросам печати, кинематографа, театра и литературы были распущены и переданы под контроль нового министерства, ведавшего пропагандой. Начиная с этого момента режим отказался от своей негативной роли цензора и перешел к более положительной деятельности, издавая директивы, направленные на повсеместное внедрение фашистских принципов. Министерство управлялось партийными экстремистами и имело самые тесные связи с руководством. Три человека, сменявшие последовательно друг друга на поприще руководителей пропаганды, начиная еще со времен Управления по вопросам печати и пропаганды и до учреждения министерства, были граф Чиано (зять Муссолини), Алфнери и Паволини. Хотя их методы становились все более эффективными, никто из них не мог сравняться с гением пропаганды Геббельсом.

Даже разделы комиксов в молодежных журналах были использованы для внушения достоинств военной службы

Мальчик Грильо со страниц журнала "Иль Коррьере дей Пикколи" уже в 1934 году строил самолеты

Италия отличалась от Германии и той ролью, которую она играла в вопросах Католической церкви. Ввиду особого положения, которое Церковь занимала в Италии, и ее влияния на массы (независимо от того, были ли они религиозны или нет) режим не пытался трансформировать фашистские доктрины в какую-то иную религию, подобно тому как поступили в Германии. Католический рай не должен был стать Валгаллой.

Как только в 1940 году была объявлена война, мальчики Ромилино и Римолетто помогали итальянской армии воевать с англичанами

Однако в одном аспекте пропаганды итальянские фашисты всегда оставались на равных, если даже не превосходили нацистов, - в вопросах влияния на молодежь. В этом деле нацисты сами признавали, что в первые годы своего правления они многое переняли у итальянских фашистов. Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он немедленно дал указание министру народного образования Джиованни Жентиле реорганизовать школьные и университетские учебные планы. Он понимал важность молодежи для будущего страны и хотел, чтобы в школах и университетах уделялось больше времени вопросам патриотизма, причем история и география должны были толковаться с точки зрения прошлого Римской империи. Очень скоро, по крайней мере, 20 процентов учебных планов начальной школы были пересмотрены под этим углом зрения, детей и молодежь учили с самого раннего возраста обязанностям граждан фашистского государства.

Школьный день начинался с исполнения всеми официального фашистского гимна "Молодежь".

Перед началом своего обучения мальчики и девочки должны были пройти мимо государственного флага, отдавая ему римский салют.

Член организации "Балилла" по прозвищу "Маленький карабин" со страниц журнала для мальчиков "Мастро Ремо"

Для более старших организовывались "Беседы о фашистской культуре". Эти беседы проводились официальными представителями партии на такие темы, как фашистская революция, империализм и внешняя политика Италии, экономические институты фашизма. В университетах организовывались фашистские группы, в которые студенты должны были вступать, если хотели добиться успеха. В университете г. Перуджи был основан факультет политических наук для углубления фашизма по доктринальным направлениям. Была также открыта летняя школа для распространения идей фашизма в среде иностранных студентов. В 1925 году для интеллектуальных и профессиональных классов Джиованни Джентиле основал Национальный фашистский институт культуры. Его задачей являлось вовлечение образованных классов общества на службу режиму. По всей стране имелись филиалы этой организации, а членство в ней доходило до 100000 человек. Помимо организации лекций и издания фашистской политической литературы, институт проводил семинары и имел читательские залы. Аналогичной этому институту была Итальянская академия, основанная в 1927 году как "орган фашистской революции в области искусства". Но из-за репрессивной, удушающей атмосферы академия почти не имела влияния. Однако режим преуспел в получении поддержки нескольких знаменитостей: Джакомо Пуччини, которому обеспечили кресло в сенате; Д'Аннунцио, которому была дарована значительная собственность над озером Гарда; Луиджи Пиранделло и Гильемо Маркони. Бенедетто Кроссе, ведущий интеллектуал Италии, всегда оставался в стороне. Артуро Тосканини вначале был фашистом, но, когда он отказался включить в свой репертуар гимн фашистской молодежи "Джиовинеццу", какие-то громилы избили его. Он вышел из партии, уехал на постоянное жительство в Соединенные Штаты и отказался дирижировать в Италии на все время существования там фашизма.

Муссолини с его высокопарной риторикой насаждал в своих соотечественниках культ великолепия императорского Рима. Он обещал им долю в гегемонии стран Оси западного мира. После загнивания Второго Рима он объявил начало Третьего Рима, в котором сам Муссолини увековечит свое имя славными традициями цезарей. В кинофильме Чарли Чаплина "Великий диктатор" (1940 г.) актер Джек Оаки, сыгравший роль Напалони, изобразил дуче как шута, который играл вторую скрипку в оркестре Гитлера, в то время как Рим сгорал в пожаре

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ 

cartalana.comⒸ 2009-2024 контакт: cartalana@cartalana. com