Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana

ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ

Глава девятая. ДОМ ИЛИ КАРЬЕРА (Башня и Колесо фортуны)

"Или" вместо "и" тут появилось не случайно.

Дело в том, что рассматриваемые карты находятся на нашей схеме вечных сюжетов и астрологических домов напротив друг друга. На каждой из карт изображены рукотворные сооружения: на одной башня, на другой колесо. Первая демонстрирует неподвижность, устойчивость и защиту. Вторая являет собой движение, неустойчивость и перемены. Символом первой карты служит ограничивающий квадрат, а второй - вращающийся круг.

Люди, герои обоих сюжетов, всего лишь пешки в руках судьбы. Она является им в виде молнии на карте "Башня" или в образе сфинкса на карте "Колесо фортуны". Невозмутимый сфинкс если и не приводит в движение саму ось, то, похоже, знает, почему и отчего та вращается.

Башня показывает, что всякий, кто пытается изолировать себя и свою частную жизнь от большого мира, начинает еще сильнее зависеть от него и даже подвергает себя смертельной опасности. Колесо фортуны напоминает, что тот, кто хочет добиться чего-то в жизни, вынужден "крутиться" в этой самой жизни на свой страх и риск.

Если разобраться, карты частично дублируют друг друга. Само название "Колесо фортуны" говорит о стремлении человека к успеху и высокому положению. А Башня - это и есть высокое, солидное положение, это сама высота и целеустремленность. На карте "Башня" люди низвергаются на землю. На карте "Колесо фортуны" один персонаж опускается, другой поднимается. На первой - процесс падения необратим, на второй - сюжет подъема и падения попеременен, что более соответствует правде жизни.

Однако Башня - это не только стены, но то, что внутри: ее обитатели, устройство помещений, их убранство, лестница, ведущая наверх.

Занимательная картина Эшера, изображающая иллюзию подъема и схождения по ступенькам, весьма уместна тут в качестве иллюстрации. И тогда сюжетная схожесть карт становится очевидной: на одной человек "крутится", на другой снует вверх и вниз по ступеням лестницы.

Башня ограничивается стенами, колесо - диаметром, и везде свои правила игры, которым приходится следовать. По идее, в колоде Таро удобнее иметь две "Башни" и два "Колеса фортуны", отвечающие за "плохое" и "хорошее". А образ ветряной или водяной мельницы - дома или башни с крутящимся колесом и лопастями - объединил бы обе темы в одну.

Башня и Колесо фортуны - вечные сюжеты нашей жизни. И тот и другой не обходятся без взлетов и падений, самоограничения и ограничений извне, удач и неудач. Еще их можно именовать: Семья или Карьера, Семья или Работа, Семья или Общество, Частная жизнь или Общественная жизнь.

ДОМ (БАШНЯ)

"Башня" ("Разрушенная башня", "Сгоревший храм", "Богадельня", "Пламя") изображает башню, в которую попадает молния (или здание, охваченное огнем). С башни падают на землю двое, предположительно мужчина и женщина.

"Башня" - единственная карта в колоде, изображающая жилище человека. Нелепо утверждать, что башня - это- только тот объект, каковой может быть разрушен молнией. Переоценить значение дома в нашей жизни невозможно, ведь он, начиная с пещеры, во многом и сделал людей людьми. Дом строят и перестраивают, в нем живут, проводя внутри немалую часть времени. Он укрывает от непогоды, спасает от злоумышленников. В нем хранится наше добро - вещи нам необходимые. Здесь мы отдыхаем, готовим пищу, воспитываем детей, работаем и смотрим телевизор. Даже презирающему всяческое имущество Диогену все же потребовалась бочка для жилья.

Я категорически против неутешительного классического комментария: мол, Башня - это крушение чего бы то ни было и полный конец всему. Тогда непонятно, зачем в колоде наличествуют карты "Смерть" и "Дьявол"? Вот они действительно несут в себе малорадостную информацию. Поэтому давайте договоримся, что никто, никуда и ниоткуда не падает, а Башня есть образ семьи и дома, среды обитания и внутренней жизни личности.

И тогда под одну крышу собираются хрупкий мир обитателя "башни из слоновой кости" и выражение "строить воздушные замки", фразы "дома и стены помогают" и "дом, построенный на песке", "церковь, дети, кухня" и образ улитки, спрятавшейся в домике-раковине. Сюда же присовокупим знаменитую фразу Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Родственные образы ч сюжеты. Неподвластная времени египетская пирамида, храм, средневековый замок, крепостная башня, маяк. Убежище, обитель, приют, жилище, семейный очаг, дом. Тюрьма, монастырь, пещера, подземелье, могила (на Руси гроб называли домовиной). Падение стен Иерихона от звука труб. Взмывшая к небу, но недостроенная Вавилонская башня. Картина Рембрандта "Святое семейство" и чеховский "Человек в футляре".

Это скорее пример удачной бомбардировки с воздуха, нежели происки стихии. Молчаливо падающие люди, безлюдные улицы, когда есть все основания для паники, - знак извечного смирения перед судьбой.

Давайте посмотрим, какой символический смысл заложен в башне. Самая известная в мире башня - Вавилонская - символ человеческой самонадеянности, высокомерия и гордыни. А также смущения и замешательства. Высокое положение сменяется падением, на смену надеждам приходит разочарование. И молния выступает здесь в качестве назидания и наказания, разрушительной силы или устрашения. Две самые знаменитые башни-крепости - английский Тауэр и французская Бастилия - тюрьмы, которые служили местом наказания и изоляции. Башня - это не только неволя и тюрьма, но и определенный распорядок, ситуация, при которой "в чужой монастырь со своим уставом не ходят".

Гром среди ясного неба.

С другой стороны, в Башне немало положительных качеств, ее главная функция - защищать, спасать от врагов и непогоды. Человек, окруженный стенами, чувствовал себя в безопасности, внутри шла своя жизнь, отделенная от внешней среды и отличная от нее. Так же все и сейчас: каждая семья живет своей жизнью и всяк по-своему.

В Средневековье дом и башня были синонимами. А наш современник по веку Карл Густав Юнг построил себе свою Башню - дом в виде башни, в которой прожил большую часть жизни.

Башня может быть маяком, который указует путь мореплавателям и предупреждает их об опасности. А еще Башня - это символ связи небесного и земного, человека и Бога, устремленности к небу и дерзновенности помыслов, колокольни или ракеты на старте. Это план архитектора и работа строителей, это творение рук человеческих, созданное на века.

А теперь все по порядку. Во-первых, карта "Башня" свидетельствует о страхе человека перед жизнью и воображаемыми угрозами и о том, что он пытается защитить себя, свой личный мир и свою семью от того враждебного и пугающего, что приходит извне.

Во-вторых, Башня говорит о личных ограничениях и застое: стены давят, окна не пропускают свет, хочется вырваться на свободу из плена, но сила привычки и страх мешают развиваться да и просто жить, не боясь будущего и радуясь каждому новому дню.

В-третьих, Башня - это самая настоящая наша защита, место отдохновения души. Это семейные ценности и традиции, родители и дети, и не только счастье в кругу семьи, но и обязательства перед домашними.

Если в раскладе появляется "Башня", значит, семейные и домашние проблемы выходят на первый план и от их решения зависит если не все, то многое. Семейный и весь жизненный уклад может подвергнуться испытанию. Тут важно понять, защищать свою внутреннюю среду обитания или махнуть на все рукой, ведь это может оказаться разрушением всего ветхого, отжившего и ненужного, прелюдией к началу нового этапа в жизни.

В зависимости от карт, сопровождающих "Башню", она означает смену места жительства, отказ от условностей брака, развод или начало семейных отношений Защиту семьи, домашнего окружения и собственной личности от внешних влияний и воздействий.

Это стабильность и надежность положения, воспитание детей, строительство дома или проведение в нем ремонта, обмен, покупка и продажа недвижимого имущества. Традиционные взгляды и ценности, ограничение личности и чувство долга. Застой и перестройка. Возвращение к старому и проверенному временем. Поддержание порядка.

Разрушение картины мира и устоявшихся взглядов, когда сама жизнь как поток свежего воздуха врывается в затхлую обстановку. Расстройство планов и разбитые надежды, семейные огорчения и скандалы. Откладывание решения проблемы до тех пор, пока та не свалится нам на голову.

Невозможно построить обособленный личный мир, существующий в границах собственных стен, так как защищенность - это иллюзия. Самый защищенный человек беззащитен, поскольку так оградил себя, что способен существовать лишь в тепличных условиях. Но тогда он неприспособлен к жизни и не в состоянии адаптироваться к ее переменам.

Если все так, на смену пластичности и развитию приходят косность и застой, тлен и страх, ведь боишься того, чего не знаешь. И тут самое время вспомнить даосский парадокс: "От чего защищаешься, того и боишься, а если не защищаешься, никто не нападает".

Башня - символ изоляции и обособления, но вместе с тем еще и знак сохранения самости и своей уникальности. Она оберегает, но ограничивает, спасает, но делает уязвимым, наводит порядок, но устанавливает рамки. Это скорлупа ореха, колючки ежа и рама картины. Но еще и голова страуса, спрятанная в момент опасности в песок.

Настало время, когда своя частная жизнь значит больше работы и карьеры, а благополучие твоей семьи, родственников и родителей напрямую зависит от тебя. Исполнение роли мужа и жены, сына и дочери, главы семьи и хозяйки дома важнее, чем успех, слава и богатство, а стремление к этому любой ценой гарантирует отрицательный результат. Неудачи в жизни и профессии свидетельствуют о том, что ты занимаешься не своим делом. Это время обращения к своим корням и час проверки на соответствие избранного пути твоей собственной природе.

Четвертый астрологический дом

Астрологи считают, что четвертый дом представляет глубинную основу человеческой психики, на которой зиждется вся сознательная жизнь. Она закладывается в детстве, определяется наследственными признаками и является отправной точкой развития личности, служит ей опорой. Можно сказать, что четвертый дом - это семечко, по которому судят о том, какое вырастет дерево. Или фундамент, на котором будут возводить, этаж за этажом, здание жизни.

Это "соль земли", корни, дым отечества, который сладок и приятен, и дом, в котором человек родился и вырос. То, как человек живет на своей земле, в своем доме и в своей семье. Это колыбельная перед сном и национальность, детские воспоминания и уклад жизни. Это врожденные привычки, подсознательные побуждения, кои движут личностью, но ею не осознаются. Это взгляды человека на мир и отношение к самому себе - то, что кажется очевидным, не требующим объяснения, да и логически объяснить, почему он думает именно так, а не иначе, он все равно не сможет.

Но это и вполне понятные биологические посылки, доставшиеся нам в процессе эволюции: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, желание сохранить опыт и традиции семьи или прошлых поколений, специфика отношений индивидуума к своему родителю-добытчику, то бишь отцу.

Четвертый дом по-детски примитивен, но определяет все отношения человека с окружающей средой, включающей ее одушевленные и неодушевленные составляющие. Именно особенности четвертого дома изучаются психологами, психиатрами и психоаналитиками, пытающимися докопаться до причин человеческих комплексов, фобий и иных нарушений поведенческих реакций.

Когда мы стараемся понять побудительные причины поступков человека, мы пробуем разобраться, какой он, по четвертому дому. И процесс познания (или самопознания) напоминает процедуру добывания капустной кочерыжки; срываешь один лист, а за ним - другой, а за другим - третий... Поэтому неспроста бытуют в нашей жизни фразы: "пойми себя", "начни с себя", "разберись в самом себе".

Наша суть настолько важна, насколько и хрупка, и бережно оберегается психикой, выстраивающей на пути любопытствующего сознания непреодолимые барьеры. Так Бог прячет от человека смысл его появления на свет, так повар скрывает от гурмана достаточно прозаический рецепт изумительного по вкусу блюда.

Докопаться до сути человеческой личности, определяющей стиль и смысл жизни в каждом отдельном случае, непросто. Еще труднее облечь свои поиски в форму слов, поскольку несловесное невозможно выразить словами. О содержательной части подсознания мы судим лишь по эмоциональным признакам или конкретным поступкам.

Четвертый дом не только ведает внутренним миром человека и его скрытой эмоциональностью, но и оберегает этот мир от постороннего разрушающего влияния, определяя защитные механизмы психики и реальную защиту человека от внешнего мира - такую, например, как стены и дверь на замке. Он охраняет, но и ограничивает, помогает развиваться, но и задает рамки этого развития. Он ведает ресурсами, необходимыми для выживания человека в окружающем пространстве: кровом над головой, питанием для поддержания жизни, одеждой, которая прикрывает тело, спасая от холода или жары, - по сути дела, по словам Авессалома Подводного, теми условиями жизни, которые создает себе сам человек.

От того, как реализован четвертый дом личности, зависит вся ее жизнь, ведь можно построить замок на песке и потом удивляться, отчего это тот рухнул. Будет ли индивид вечным "перекатиполем", у которого нет ни угла ни двора, и обретет ли он когда-нибудь успокоение и последнее пристанище, тоже судят по четвертому дому.

О том, развит или нет у человека этот астрологический дом, можно судить по его семье: есть ли она и какая именно, счастлив ли он сам и его домашние.

КАРЬЕРА (КОЛЕСО ФОРТУНЫ)

На карте "Колесо фортуны" ("Колесо счастья", "Колесо удачи", "Колесо судьбы") изображены колесо, на котором восседает сфинкс, и два уцепившихся за колесо человека. Колесо вращается, поэтому одна фигура с неизбежностью прихода нового дня поднимается, а другая опускается.

Колесо - символ движения и непрерывности перемен, образ катящегося по небу солнца, не знающего ни устали, ни покоя. Это символ "круглых" перемен в отличие от "квадратности" Башни, ратующей за неизменность. Еще это цикличность - сменяемость чего-либо с определенной периодичностью, по правилам. Колесо может вращаться быстрее и медленнее, поэтому оно - символ хода времени, отсюда выражение "остановить колесо истории".

Видимо, эти забавные зверюшки, крутящиеся в колесе, надоумили человека проделать тот же трюк с белкой. Сколько усилий, и все равно на одном месте! Столько желания, и все равно то вверх, то вниз.

Колесо фортуны, или Колесо жизни, - популярный средневековый сюжет, знак переменчивой судьбы, неизбежности приходящего и безвозвратности уходящего. Оно вращается, и за падением следует взлет, а за взлетом - падение.

Сфинкс - знак неразрешимой загадки. В данном случае невозможно понять, почему одному человеку везет, а другому - нет. Почему один выигрывает в лотерею, а другому это не дано. И так во всем: богат - беден, талантлив - бездарен, красив - невыразителен, обладает крепким здоровьем - постоянно болеет.

Эллинское колесо фортуны, египетский сфинкс, христианские евангелисты, буквы еврейского алфавита, Дьявол собственной персоной. Чего бы еще сюда добавить? Змею неопределенного вида и вероисповедания.

Колесо с его верхом и низом еще означает верх и низ жизни, наличие возможностей, которые можно реализовать во внешнем мире, социуме. Колесу фортуны сродни честолюбие, целеустремленность. И тогда всем правит лозунг: "Ловите миг удачи".

Родственные образы и сюжеты. Мельница, прялка, гончарный круг, колесо. Обратимая химическая реакция. Белка в колесе. Колесо обозрения, карусель. Спортивные состязания. Победители и побежденные. Карьерист и карьера. Движение к цели и успеху и суета сует, с этим движением связанная. Общественное положение.

Мельница судеб

Колесо фортуны - это планетарный, космический образ. Это наша старушка Земля, вращающаяся вокруг своей оси и Солнца, устанавливая таким образом климат, смену дня и ночи и смену сезонов, начало и конец "тысячи вещей" нашего мира. Земля вращается и как бы перемалывает Космос с его временем и пространством. Перемалывает она и людские судьбы.

Интересно, что центральная карта Старших Арканов - "Судьба" - заведует именно Колесом фортуны, а мойры как раз и прядут судьбы людей посредством вселенского веретена. Так один сюжет воплощается в другом, небесный замысел реализуется в земных условиях. Поэтому Колесо фортуны - это воплощенная судьба и ее неотвратимость, рок, фатум, жребий.

Древние римляне считали, что удача человека зависит не от каких-то обстоятельств жизни или качеств человека, но лишь от случайности. Богиня Фортуна сыплет дары куда ни попадя. Глаза ее закрыты, на месте она не сидит. Недолговечно и переменчиво дарованное ею счастье, а удача - слепа.

Прообразом Колеса фортуны может выступать колесо сансары индуизма и буддизма - механизм осуществления законов кармы - причинно-следственной зависимости посмертного воздаяния, бесконечной цепи изменений и череды рождений и смертей. Колесо сансары - мистическая машина, ведающая не только судьбами людей, но и приводящая в движение саму Вселенную.

Законы кармы кажутся несправедливыми, как несправедлива удачливость одних и тотальная неудачливость других. Но дело в том, что законы людей - всего лишь законы человека, а законы кармы, простирающиеся на многие поколения в прошлое и будущее, уравнивают и уравновешивают Всех и Вся. Человек в одном своем рождении - принц, а в другом - нищий, он наверху или внизу колеса общественной жизни.

Горе от ума

Мы живем в мире конвенций - умственных допущений и общественных договоренностей, где слова становятся важнее того, что обозначают, а журналист, рассказывающий о человеке, породившем знаменательное событие, думает, что он стал важнее не только самой новости, но ее создателя. Преобладание рассудочного в человеке делает его умнее и глупее, информированное и ограниченнее одновременно.

Поэтому диктор телевизионных новостей, сообщив с экрана, что где-то погибло столько-то человек, может потом улыбнуться. Нет, не подумайте, что он рад случившейся катастрофе. Просто он пребывает во время эфира в хорошем расположении духа и уже давно заменил в своей голове смерть на слово "смерть".

Поэтому человек умеет считать, но потерял способность чувствовать, научился жить по правилам логики и выгоды, но разучился быть самим собой. Он ощущает себя комфортно, лишь обитая в привычном, но кривом мире допущений и договоренностей, и уже боится быть свободным. "При установлении порядка появились имена. Поскольку имена возникли, нужно знать предел их употребления". Так охарактеризовал ситуацию Лао-цзы 2500 лет назад. И ничего с тех пор не изменилось.

Человек, живущий иллюзиями чувств, мыслей и событий, даже собственную жизнь воспринимает с нивелированных позиций общего места. Он весь в погоне за материальными ценностями, социальным успехом, обладанием людьми и вещами. Поэтому жизнь его похожа на бег с препятствиями, неудовлетворенность постоянна, а счастье быстротечно и приходит вместе с очередным приобретением или достижением власти, славы, богатства. Но все быстро приедается. Человеку нужно все больше, больше и больше. И он бежит не останавливаясь по замкнутому кругу Колеса фортуны, увлекаемый его движением и раскручивающий его собой.

Вечный двигатель человеческого заблуждения

Колесо фортуны - вечный двигатель человеческого заблуждения, символ неосуществимой задачи - желания всегда быть наверху, несмотря на все перипетии судьбы. Ведь успех или слава неизменно подразумевают свою противоположность.

Прибавление в одной области жизни одновременно приводит к уменьшению и деградации в другой. Не зря же вопрошают американские психологи: "Ты хочешь добиться успеха? Чем готов ты за это заплатить?" Если много работаешь, мало отдыхаешь, если часто празднуешь победы, тебе некогда и нечем их подкреплять, и спад популярности неизбежен. Нет предела совершенству, как нет предела человеческому падению, а побеждать может только тот, кто умеет проигрывать.

В конце концов, всего у всех оказывается поровну. За каждую частицу свободы приходится платить ограничениями в чем-то ином, власть над одними невозможна без унижения других, богатства не бывает без зависимости от денег, не говоря уже о том, что за среднестатистическое благо надо платить, а настоящее счастье выпадает ни за что, то есть даром.

В выигрыше остается только тот, кто не стремится всеми силами оказаться на вершине, как герой Диккенса, который подставлял за умеренную плату собственную спину игрокам на бегах для оформления ставок. Игроки то выигрывали, то проигрывали, а он единственный никогда не уходил без прибыли.

Освобождение от иллюзии возможности одного без другого - света без тени, вогнутого без выпуклого - вот смысл этого сюжета. Результат - освобождение от социальных представлений, навязанных личности, и истинное освобождение, которое начинается с освобождения ума от его же представлений.

С точки зрения обывателя успех и неуспех зримы и реальны, но мудрый человек и к первому, и ко второму относится одинаково. Слава и успех слишком иллюзорны, зыбки и сиюминутны, чтобы всерьез о них беспокоиться. Именно такое отношение к жизни позволяет мудрому вырваться из убийственного круга причин и следствий, удач и неудач, радостей и огорчений.

В буддистской "Дхаммападе" в "Главе о пути" читаем: "Трудно оставить мирской уклад, трудно радоваться; трудна и несчастна жизнь в доме, трудно жить с иными, чем ты. Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником, и пусть несчастье не преследует тебя". Со времен "Дхаммапады" много воды утекло мимо нашей мельницы судеб, и хорошо, что Борис Пастернак уже написал эти строчки:

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь.

Стремление к успеху - вполне понятное желание, но ложная цель. Счастье, успех и славу можно удержать у себя надолго только в том случае, если они не есть самоцель, а являются чем-то сопутствующим, не главным. Если они только не обязательное приложение к чувствам, мыслям и делам. Поэтому по-настоящему талантливый человек скромен, мудрец не старается выглядеть умным, а одаренный руководитель всегда готов опуститься до нужд простых людей, ведь хорошо руководить может лишь тот, кто умеет подчиняться.

А теперь подытожим сказанное. Колесо фортуны - это символ воплощенной в реальной жизни участи, доли, судьбы. Но судьба изменчива, и человек - игрушка в ее руках. Удачи и неудачи, взлеты и падения сменяют друг друга. Добро чередуется со злом, утрата - с приобретением. Нужно понять свою судьбу и равнозначно принимать от жизни все - и хорошее и плохое.

Так как Колесо фортуны - сугубо реалистический сюжет, спустимся на грешную землю. Эта карта означает успехи в профессии и карьере, творчестве или бизнесе, даже в личной и семейной жизни, если они - смысл существования и способ выразить себя, реализовать свои планы.

Это совет меньше думать о себе и больше о деле, о будущем и окружающих тебя людях. Успех немыслим без общества, писатель без читателя, актер и художник без зрителя, ученый без уважения коллег, спортсмен без победы, альпинист без покорения вершины.

Колесо фортуны - это организаторские способности, возможность и желание реализоваться, перемены в социальном, а потому и материальном положении. А также удача, счастливый случай, везение, успех. Рост как прибавление и рост как развитие. Новые возможности, предложения, повышение, новая должность. Слава, известность, признание, популярность и даже реклама и самореклама.

Удача сопутствует твоей нынешней жизни, заманчивые предложения поступают с разных сторон, перспективы очевидны, достижения весомы, планы реальны. Если ты знаешь, что тебе нужно на самом деле, ты уже счастливый человек. Если нет, ты можешь и не понять, что дала тебе в руки фортуна, и рискуешь упустить время больших возможностей.

Будь кузнецом своего счастья. Готовь свою победу постоянным трудом, успех не возникает на ровном месте Держи порох сухим, а хворост собранным, придет удача и зажжет огонь Думай о том, кто с тобой рядом, отблагодари тех, кто тебе помог. Успех находит того, кто сам идет к успеху.

⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨

МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ 

cartalana.comⒸ 2009-2024 контакт: cartalana@cartalana. com