Я создала и активно наполняю телеграм-канал "Перець". Здесь лучшие карикатуры из журнала, начиная с 1922 года.
Заходите, подписывайтесь: https://t.me/cartalana
ВИКТОР ФИРСОВ "ТАРО БЕЗ ДУРАКОВ", 2003
Что такое эти карты? В картах нет ничего мистического, таинственного и сверхъестественного. Они просто символы ситуаций. И все! Со времен кроманьонцев люди постоянно что-то рисовали на стенах пещер, и рисунки эти изображали реальную, повседневную жизнь: охоту, ритуалы, бытовые сцены. Такие пещерные рисунки были первыми картинными галереями человечества.
С веками изменялись материалы, краски и мастерство живописцев, изменялась и жизнь людей, но любовь осталась любовью, смерть - смертью, а успех - успехом.
Мистика и тайны появляются там, где трудно что-либо объяснить рациональным способом. Карты к такой ситуации отношения не имеют. Карты - это картины жизни, или, говоря словами Платона, определяющего, что такое время, - движущиеся картинки Вечности. Картинки с выставки.
Ту, которая нравится. И еще ту, которая изображает более или менее традиционные, или, если хотите, канонические сюжеты. Карты Таро, как и знаки зодиака, стали излюбленным объектом для художников, поскольку дают возможность применить им свою фантазию по своему разумению, вкусу, сообразно жизненному опыту и взглядам на жизнь. Фантазия эта буйная, вкусы всяческие, а разумение изощренное, поэтому от первоначальных, исторически сложившихся и символических сюжетов порой ничего не остается.
За пятьсот лет существования карт рисовальщиками созданы сотни колод: исторических, этнических, литературных, религиозных, тематических, юмористических, детских и даже эротических. Такие колоды интересно рассматривать, но пользоваться следует все же традиционной колодой.
Наибольший протест вызывает у автора то, как обходятся с номерными картами. Чего только на них не нарисовано! И, как правило, изображенные сюжеты входят в противоречие с магическим значением чисел, а не иллюстрируют их.
Современная колода Таро состоит из 78 картинок: 22 карты Старших Арканов, 40 карт Младших Арканов, или номерных, и 16 костюмных.
Самым чистым, магически и символически обоснованным, стоит признать гадание при помощи 36 карт: 4 масти, 9 чисел. Система эта органична и логична, в ней нет ничего лишнего, поскольку опирается она только на символическое значение чисел и мастей.
Четыре масти придают форму, ограничивают и структурируют. Пифагоров ряд чисел от единицы до девяти определяет содержание и задает динамику развития сюжетов от простого к сложному, внося в систему подвижность и элемент случайности.
У каждой масти и числа свой смысл и значение, понятное человеку на подсознательном уровне, известное каждому от рождения, а лучше сказать, до рождения. Они, как платоновские первообразы, прочно утвердились в сознании людей на протяжении поколений и поэтому не зависят от сиюминутной моды и многовековых культурных традиций.
Десятки и костюмные карты можно из колоды изъять за ненадобностью. Этому есть причина, о которой будет рассказано далее. А Старшие Арканы из 22 карт не помешало бы нарастить до 24.
Человек живет циклами, рождается по закону цикла, по этому же закону умирает. "Сеятель и жнец совершает действия по кругу", как стрелки часов на циферблате. Луна, вращающаяся вокруг нашей старушки Земли, планеты, снующие вокруг Солнца, и множество солнц галактики, разбегающиеся от ее центра.
Число 12 - весьма человеческая цифра. Люди кратны двенадцати, на двенадцать делятся, на двенадцать умножаются. Двенадцать знаков зодиака делят людей на двенадцать типов. В наших человеческих сутках двенадцать часов, в нашем человеческом годе двенадцать месяцев, в нашей жизни двенадцать частей, пьес или жизненных сценариев.
Двадцать четыре карты Старших Арканов вмещают в себе двенадцать вечных сюжетов театра человеческой жизни. Что тут еще сказать? "Двенадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рому"...
Старшие Арканы расскажут нам о ситуации в общем, определят стратегию жизни, направление на длительный срок. Они характеризуют и описывают большие промежутки времени, экзистенциальный смысл происходящего. Это архетипы поведения. Клише. Выработанные за тысячелетия сценарии поведения в различных жизненных ситуациях. Это вечные сюжеты, зреющие подспудно важные перемены. Указатели развилок жизненных дорог. Сюжетные карты ни в коем случае не обозначают людей и их каждодневные потребности.
Младшие Арканы - это тактика. Они хорошо подходят, чтобы разобраться в деталях ситуации, выбрать тактику поведения и определиться с настоящим и ближайшим будущем. В картах Таро числа не описывают модели Вселенной или вечные сюжеты, но лишь объясняют рядовые житейские ситуации.
Человечность - естественное сочетание приземленного и возвышенного, материального и духовного, главного и второстепенного, поэтического и прозаического, нерядового и обыденного. Каждая карта - сюжет, вечный он или бытовой, - сразу дуалистична, если можно так выразиться, и едина в этой своей дуалистичности. Она всегда содержит плохое и хорошее и оба этих толкования, как вода содержит в себе сырость, а ночь - тьму. Это толкователь определяет, чего больше, что проявится в первую очередь, а что придет потом.
Костюмные карты, которых в колоде Таро 16 штук, особого интереса не представляют. В обычной карточной колоде Король, Дама и Валет символизируют взрослых мужчин, женщин и молодых людей разных, в зависимости от масти, характеров.
Современное Таро увеличило этот разношерстный "иконостас". В полку персональных карт прибыло до шестнадцати персонажей, так как Короли, Дамы и Валеты получили подмогу в образе Вестников-Пажей. Ничего плохого в этом нет, ничего хорошего тоже.
Это костюмированная компания придумана профессиональными гадалками для облегчения работы с клиентом и для наглядности. Данные карты усиливают эффект от гадания для тех, кому гадают, они имеют коммерческое значение и играют украшательную роль.
Некоторые мудрецы подкладывают в колоду чистую карту, как будто и без нее нельзя запутаться. Еще одна несуразность - перевернутые карты. Как она появилась, понятно - это связано с бытовой случайностью. Рубашки карт не имеют верха и низа, поэтому в процессе перемешивания колоды часть карт переворачивается. Происходит это не осознанно, а технически. Видимо, нашелся некий умный человек, который приспособил в дело сей казус.
На самом деле весьма трудно представить, чтобы таблички египтян (карты Старших Арканов), выбитые на тяжеленных каменных плитах или изготовленные в металле, переворачивали и толковали вверх ногами. В 12 вечных сюжетах, составленных из 22 карт, уже есть все, что нужно!
Когда мы листаем альбом живописи, у нас не возникает желания смотреть на картины вниз головой. Согласитесь, что "Возвращение блудного сына" не изменит от этого своего смысла. А что такое карты, как не картинная галерея, которую можно уместить в кармане?
Нет смысла вертеть в руках и карты Младших Арканов: у каждого числа и масти только один определенный смысл. Двойственность заложена в каждой карте, как ее ни переворачивай, потому что не бывает в жизни абсолютно хороших и абсолютно плохих сюжетов, добрых и злых людей или света без тени.
От расклада должно толковаться и зависеть значение карты, но не от того, что она перевернулась, когда колоду перемешивали. А перевернутая карта свидетельствует о том, что сюжет развивается наоборот и за следствием идет причина. Люди сначала умирают, а потом рождаются, сначала заводят детей, а потом знакомятся, вначале между ними возникает ссора, а потом появляется причина для выяснения отношений.
Гадать нужно, как хочется и как удобно. Колоду можно делить на номерные и сюжетные карты, а можно не делить. Однако не след забывать, что большое и малое присутствуют друг в друге, а от великого до смешного всего лишь один шаг.
Если будет на то желание, можно добавить в колоду и карты-костюмы. Их толкование вы найдете в любой книжке о картах. А нет книжки, вы и без книжек легко поймете, кто есть кто. Автор костюмными картами не пользуется, а из номерных карт не применяет десятки.
Чем меньше карт вы используете, тем яснее и точнее результат гадания. Чем больше карт в раскладе, тем он бессмысленнее. Сложные системы расклада эффектны, но пусть лучше слова гадателя будут убедительными и сбудутся, хотя его манипуляции с картами и не назовешь изощренными. Ведь что такое гадание? Испрашивание совета на бытовом, событийном уровне.
Если в раскладе используется четное количество карт, это говорит о законченности ситуации и конечности результата. Нечетное количество динамично, свидетельствует о непрерывности, развитии процесса и говорит, что делать и делать ли вообще. Поэтому три карты раскрывают процесс развития ситуации, а четвертая подводит будущим событиям своеобразный итог.
Итак, как вы будете гадать - дело ваше. Важно только запомнить, что излишество средств не улучшает результат, а простота и самодостаточность метода превращают прогноз в предсказание.
Нельзя быть уверенным в собственном толковании, если значение карт непонятно или представляется смутным образом. Именно такое ощущение возникает у человека, начитавшегося по этой теме книг разных авторов. Всяческие тароисты и тароведы - кто во что горазд - учат и вещают каждый по-своему. В результате получается, что гадатель толкует толкования, а не карты.
Если толкование карт пребывает в конфликте с настоящим первообразным смыслом чисел и сюжетов, предсказания не получается. А желание включить в систему гадания немного от халдеев, немного от индусов, немного от египтян, немного от арабов и немного от греков приводит к смущению в умах неофитов и неустранимой путанице.
Конечно, можно выучить несколько значений перевернутых и прямых карт, но тогда это будет уже не ворожба, но бездумное повторение вызубренных заранее вариантов: думать не надо, а гадать можно.
Будете ли вы сами верить в то, что говорите, повторяя чужие слова? А как только тень сомнения появится в ваших речах, вам не поверит даже легковерный. Вы должны сами толковать свой расклад, не прибегая к заученным трактовкам. В гадании вредно помнить или знать, здесь лучше понимать и чувствовать. Толкование - это все-таки искусство.
Гадатель гадает, если уверен, что угадает. Его гадание сбывается, если он знает, а не предполагает. Народная мудрость гласит: "Человек, у которого нет определенного мнения, не может стать ни гадателем, ни врачом".
И никаких перевернутых карт! И никакой религиозной атрибутики! И никаких теток, которым на базаре семечками торговать, а не судьбы мира предсказывать. И никакого скучного занудства. Ведь мы имеем дело с жизнью, ИГРОЙ В ИГРУ.
А теперь самое время приступить к изложению ТАРО, КОТОРОГО НЕТ, НО КОТОРОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ - обнародованию результатов собственных размышлений, которые я назвал из скромности "Системой гадания Виктора Фирсова".
Что мы имеем на сегодняшний день
Итак, повторим и обобщим уже сказанное. Современная колода Таро состоит из 78 карт, которые образуют три независимые друг от друга части. Первая и наиболее интересная - номерные карты (Младшие Арканы, или тайны). Каждая из этих карт имеет свое число и свою масть, посему дважды наделена магическим смыслом. Номерные карты дают предсказателю прекрасные возможности, чтобы проявить аналитические способности, оставаясь на позициях мистики и метафизики.
Из колоды можно также извлечь 16 костюмных карт, которые можно считать "цыганским недоразумением". Дело в том, что костюмные карты, по всей видимости, изобретены гадалками, дабы извлекать из благородных Королей и прекрасных Дам побольше денег. Никакого магического смысла эта часть Таро не имеет, и по-хорошему эти карты лучше сразу выбросить.
Третья часть колоды - Старшие Арканы - это 22 карты, где изображены аллегории - фигуры людей в окружении различных предметов на фоне разнообразных ландшафтов или сюжетные картины, на которых разворачивается какое-либо событие.
Каждая такая карта снабжена собственным номером, буквой еврейского алфавита, имеет каббалистическое значение, планету, знак зодиака и много чего еще, а также дополнена различными надписями, главной из которой является само ее название.
Какую бы традиционную колоду мы ни взяли, очевидно, что изображения на них весьма эклектичны: в рисунках легко можно отыскать образы христианства, каббалы, индийской, греческой, египетской и римской мифологий.
Карты жили собственной жизнью, и за сотни лет к ним прилипло много всякого-разного, связанного с религиозными представлениями, социальными вкусами и просто банальной модой. Каждый художник вносил в изображение что-то свое, потом нововведение подвергалось толкованию, и так без конца. В результате из небольшого снежка первичного и простого смысла со временем образовался изрядной величины ком всякой всячины и на любой вкус.
Если бы карты имели каноническое изображение, толковать их было бы значительно легче. Почему? Представим себе, что карта - это слово, и когда мы гадаем, то собираем из слов предложения, как ребенок складывает картинку мозаики. Мы можем толковать смысл предложения, если точно понимаем значение отдельных слов Слова от этого не становятся хуже, а толкование - упрощеннее.
Вот, например, Библия. Тысячу лет ее толкуют, и тысячу лет в ее текст не добавилось ни одной новой буквы, поскольку текст сей является каноническим, то бишь узаконение неизменным. Напротив, только тогда и можно понять точный смысл сказанного, если значения употребленных слов известны и разночтения запрещены. Поэтому сюжетные карты необходимо освободить от временных и смысловых наслоений. Так реставратор очищает картину от копоти и грязи времен, чтобы она вновь засияла первозданными красками.
Некоторые тароведы утверждают, что часть Старших Арканов утеряна и карт на самом деле не двадцать две, а больше. Не буду спорить, но замечу, что и имеющегося количества вполне достаточно, чтобы выстроить строгую гадательную систему.
Еще замечу, что экспертизу даже самых прекрасных и светлых теорий карточного гадания проводить у нас некому. Судя по изданным у нас книжкам и многочисленным сайтам в Интернете, за кордоном в этом деле полный бардак, а наши пройдохи гадатели - эпигоны, собственных взглядов не имеют и самостоятельным мышлением не отличаются. Грустно все это...
Карты Старших Арканов представляют собой иллюстрации бытовых сцен и своеобразные клише поведения - роли человека в различных ситуациях. Их можно считать вечными сюжетами театра жизни, которые и отражены в мифах, легендах и сказках.
Вечные сюжеты одинаковы во все времена и в любом месте. Люди рождаются и умирают, устают от суеты и страдают от одиночества, добиваются успеха и терпят поражение, верят, надеются и любят. И не важно, где и когда это происходило, происходит или произойдет.
Чтобы карты в руках гадателя "работали", а сам он не путался в толковании, Старшие Арканы должны стать строгой, красивой и самодостаточной системой. И выдумывать ее не нужно, поскольку она давно уже существует.
Астрология тоже имеет дело с вечными сюжетами и различает двенадцать основных сценариев, которые относятся к внешним обстоятельствам жизни человека. Эти сценарии именуются астрологическими домами. Двенадцать домов характеризуют все возможные ситуации, в каковые периодически и неизбежно вовлекается человек в результате своей жизнедеятельности.
Можно ли проиллюстрировать Старшими Арканами астрологические дома. У меня это получилось. Расположив карты по двенадцати секторам, я получил строгую периодическую систему смены сюжетов и мгновенно избавился от головной боли разночтений и домыслов, доставшихся от Папюса и Эттейлы, Элифаса Леви и так называемой девицы Ленорман, Алистера Кроули и прочих оккультистов, каббалистов и масонов. Все эти деятели и их последователи думают по-разному, и каждый дудит в свою дуду.
Даже сейчас, после стольких лет систематизации и обобщений, не стоит пользоваться книгами двух или трех авторов одновременно и лучше лишь выбрать того, кто тебе больше нравится
Что же это за гадательная система такая?! Как же всем этим "наследием" без крепких выражений пользоваться? Причина противоречий даже не в "каше", которой наполнены головы современных тароистов, а в отсутствии строгой образующей системы.
Чтобы открыть смысл вечных сюжетов, нужно определить, какая именно сцена на карте изображена. Для этого, как уже говорилось, следует избавить рисунок от религиозных и идеологических наслоений, спекуляций на оккультообразные темы и установить простой бытовой смысл изображаемого.
Лучше сразу забыть и о порядковых номерах карт, поскольку среди вечных сюжетов нет ни первых, ни вторых, ни последних. Все они - главные. Вносят путаницу и различные надписи на картах, в каждой колоде, на свой лад. Карта - это сюжет! Чем он понятнее, тем проще его толковать.
Так как любое гадание - закрытая система, живущая по своим законам, мы получаем как раз то, что нужно, - круговую систему двенадцати сценариев, где карты Старших Арканов являются иллюстрациями астрологических домов и имеют свое определенное место и свой узаконенный смысл.
Каждому астрологическому дому соответствуют две дополняющие друг друга карты: мужская и женская, сильная и слабая, активная и пассивная, действующая и воспринимающая, пластичная и неизменная. Только четвертый и десятый дома, представленные каждый одной картой, являются исключением. Но Дом (Башня) со всех сторон дом, а Колесо фортуны круглое, в какую сторону его ни крути. Для символического изображения успеха и неудачи по одной карте вполне достаточно.
Каждой паре сюжетных карт соответствует пара символических антиподов, но и карты в паре могут не только дополнять одна другую, но и соперничать или даже отрицать друг друга. Если "мужская" карта больше соотносится с личностью, человеком, ролью, то "женская" - это в первую очередь среда обитания личности, сама пьеса или декорации разыгрываемого жизнью спектакля.
Двенадцать вечных сюжетов (Система гадания Виктора Фирсова)
Начнем раскладывать наш астрологический пасьянс, взяв на вооружение принципы магического подобия и символических соответствий.
Дома первый, пятый и девятый находятся под управлением огненных знаков зодиака, соответственно Овна, Льва и Стрельца.
Первый дом определяет личность человека как таковую, его индивидуальность. А какая карта в колоде Старших Арканов самая самобытная? Кто у нас самая яркая индивидуальность? Это Шут, карта №0. На такой персонаж трудно не обратить внимание.
Как живет такой человек? Естественно и спонтанно, поскольку целиком и полностью находится в руках судьбы. Он является исполнителем ее воли, его роль собственных желаний и стремлений не подразумевает. По моему разумению, лучше всего к Шуту подходит карта №2 под названием "Верховная Жрица". Дело в том, что Жрица определяет магическую связь человека с миром вещей и событий, она предсказывает и, значит, олицетворяет саму судьбу.
Пятый дом заведует самовыражением личности, и в первую очередь любовью. С любовью у нас никаких проблем не возникает. Есть такая карта! Идет она под №6 и именуется "Влюбленные".
К ней сразу же можно предложить пару. Дело в том, что карта №11, называемая Силой и даже Похотью, рисует женщину (мужчину), играющую (борющегося) со львом. Пятый дом - это дом Льва, что есть прямое совпадение изображаемого и знака зодиака. К тому же из мифологии известно, что богини любви нередко предстают в образе львиц, а сама игра человека с животным указывает на преобладание в его отношениях чувств и страстей.
Девятый дом определяет стремление личности к познанию мира, религии и вере, к ситуациям, в которых происходят в его голове мировоззренческие перевороты. Говоря о вере, сразу приходит на ум сюжет испытаний, без которых о вере и упоминать-то нечего, а также умирающие и воскресающие боги: Христос, Митра и прочие.
Только один сюжет Старших Арканов изображает подвергшегося мучениям человека. Это карта №12, ее название "Повешенный", да и оно неточно. На карте нарисован не повешенный, а подвешенный за ногу живой человек. То есть зависший между небом и землей, определяющийся, имеющий особый взгляд на вещи.
Парой к "Подвешенному", по моему мнению, выступает карта "Мир", который, собственно, и познает или по которому путешествует человек, следуя сюжету девятого дома.
Продолжим наше сопоставление карт и астрологических сюжетов, обратившись ко второму, шестому и десятому домам. Они управляются земными знаками зодиака - Тельцом, Девой, Козерогом - и определяют практическую деятельность человека.
Десятый дом устанавливает, где и как проявит себя личность, говорит о стремлении человека к социальному успеху. В колоде есть карта, своим названием прямо указывающая на подобное качество. Это карта №10 под названием "Удача" или "Колесо фортуны".
Шестой дом свидетельствует о работе, труде и здоровье человека. Более всего о сохранении здоровья говорит карта №14 - "Умеренность", или "Воздержанность". Это как раз то, что доктор прописал.
Пару к ней можно легко подобрать. Это карта №1, и называется она "Маг". Те, кто когда-нибудь разглядывал средневековые миниатюры, скажут, что на этой карте изображен мастер своего дела, работник, ремесленник, который трудится за столом или торгует на базаре изделиями собственных рук.
Наконец, обратимся ко второму дому. Второй дом отвечает за имущество и материальное благосостояние. Есть ли в колоде карты, которые указывают на людей материально обеспеченных? Да, есть. Это карты №3 и №4 - "Хозяйка" и "Хозяин". С имуществом у них в самом деле полный "о'кей".
Дома четвертый, восьмой и двенадцатый находятся под управлением водных знаков зодиака. Это, соответственно. Рак, Скорпион и Рыбы, и заведуют они чувственной и подсознательной стороной жизни, но не только.
Четвертый дом - это место обитания человека, его ограничения, неудачи и внутренняя родовая суть. В колоде Старших Арканов наличествует карта, на которой изображено здание и вместе с тем неудача. Это карта №16, а называется она "Башня", или даже "Богадельня" - приютный дом.
Восьмой астрологический дом указывает на постоянные внешние обновления и внутренние перемены. Проще говоря, он ведает сюжетами жизни и смерти. Карта под названием "Смерть" присутствует в колоде под №13. На ней типичный сюжет средневековой миниатюры - так раньше изображали приход чумы, некогда выкашивающей народонаселение целыми городами и странами.
Смерть подразумевает наличие своей антагонистической пары - Рождения. И такой сюжет тоже имеется. Обратимся к карте №20. Она называется "Суд" и изображает людей, встающих живыми из могил, то есть обозначает их второе рождение, или реинкарнацию.
Двенадцатый дом характеризует душевные терзания, материальные ограничения личности, банальное одиночество. А какой персонаж карт Старших Арканов самый одинокий? Конечно Отшельник. Эта карта №9 по-другому именуется Монахом. Так как двенадцатый дом отвечает за эмоциональный мир человека и его подсознание, то Отшельнику можно сразу подобрать пару. Женщины монаху не полагаются, зато Луна - символ чувств и подсознания - весьма подходит для нашего страдальца. Карта №18 под названием "Луна" в колоде существует.
Дома третий, седьмой и одиннадцатый находятся под управлением воздушных знаков зодиака: Близнецы, Весы и Водолей. Эти дома соотносятся со взаимодействием человека с другими людьми, характером и результатом этих отношений.
Одиннадцатый дом ответствен за дружеские чувства и исполнение желаний. Символом надежды является звезда, и карта "Звезда" в колоде под №17 имеется. Дополнением к ней выступает карта "Солнце" с №19 - символ счастья и исполнения желаний во все времена у всех народов.
Седьмой дом знаменует переход от личного и частного к общественному и общему, он определяет характер взаимоотношений и главный их тип - партнерство. Еще это жизнь по законам общества и постоянная борьба за свои интересы.
Уместнее всего поместить сюда карту №7 под названием "Повозка" или, что намного точнее, "Воин". А пару ему составит женский образ с весами в руках на карте №9 под названием "Правосудие", или "Равновесие". Весы и Равновесие есть прямое указание на знак зодиака Весы, который и управляет седьмым домом.
У нас осталась только одна пара карт, которую следует поместить в третий астрологический дом, говорящий о вынужденных или приемлемых контактах обыденной жизни. Это карта №5 под названием "Первосвященник" и №15, именуемая "Дьявол". Из чего я исходил? На каждой из них изображены мужчина и женщина, которые вступают в союз, контакт друг с другом под руководством (а может быть, и насильно) Дьявола. Или добровольно, с благословения Первосвященника.
Вот, собственно, и все премудрости. А теперь остановимся на вечных сюжетах и картах, их представляющих, поподробнее.
⇦ Ctrl предыдущая страница / следующая страница Ctrl ⇨
МЕНЮ САЙТА / СОДЕРЖАНИЕ